Александр Невзоров: «Лошадь распятая и воскресшая»

На модерации Отложенный «Первый канал» начал показ двухсерийного фильма Александра Невзорова «Лошадь распятая и воскресшая». Этой работой Александр Глебович стремится раскрыть широкому кругу зрителей глаза на ужасы конного спорта , являющегося, по убеждению известного журналиста, варварством и садизмом по отношению к лошади. Впрочем, его работа не только и не столько о лошадях – она, скорее, о нас с вами, о двуногих.

В книге Сергея Довлатова «Ремесло» есть примечательные строчки, в которых прозаик характеризует одного из персонажей ленинградского литературного мира, писавшего книги о море: «Дельфины нравились Сахарнову больше, чем люди. Он этого даже не скрывал. И я его понимаю». Вне всякого сомнения, Невзорову лошади милее и интереснее представителей рода человеческого. И его, в свою очередь, также можно понять. Дотошный исследователь криминального чрева Ленинграда-Петербурга, автор художественных и документальных фильмов о Чеченской войне, очевидец и непосредственный участник многих вооруженных конфликтов, он, бесспорно, знает о людях очень много такого, за что их можно невзлюбить.

Впрочем, отъявленным мизантропом Александр Глебович не является. Да и вообще назвать его человеконенавистником можно лишь с очень большой натяжкой. Скорее, люди бывшему ведущему программы «600 секунд» просто безразличны - как и вообще все, что не относится к «лошадиной» теме. Свой выбор известный журналист сделал более десяти лет назад, когда телевидение, политика и общественная деятельность окончательно стали для этого человека лишь «тенью» его самого (как говорит в интервью сам Александр Глебович). Делом же всей жизни и единственным предметом интереса Невзоров объявил работу с лошадьми – их воспитание и обучение.

В прошлом осталось многое: «600 секунд» - новаторская программа, заложившая на отечественном ТВ основы шок-журналистики, ныне столь востребованные в рейтинговых криминальных передачах «НТВ». Одиозные телевизионные репортажи о «наших» и не наших, после которых имя Невзорова долго будет действовать на «демократов», как красная тряпка на быка, а сам репортер станет в сознании либеральной общественности чуть ли не державным патриотом. Наконец, завернутые в жанровую упаковку документального и художественного фильма сеансы шоковой терапии под названием «Ад» и «Чистилище» - работы о первой Чеченской войне.

Невзорова либо любят, либо люто ненавидят. Это удел всякой яркой и «пассионарной» личности. То, что Александр Глебович таковой личностью является, сомнения не вызывает. Приведу один лишь небольшой пример: несколько лет назад в одном из крупнейших российских еженедельников вышла его статья о Петербурге под звучным названием «За что я ненавижу любимый город» - очерк, в котором журналист довольно доходчиво объяснял читателю, почему в городе на Неве жить нельзя. Питер виделся Невзорову городом-склепом, разваливающейся декорацией, симулякром, отравляющим своими трупными миазмами все живое. И, честно говоря, один только приведенный автором пример – история о том, как выкопанные для перезахоронения останки поэта Блока пропали из-за чисто российского разгильдяйства, а на Литераторских мостках был с помпой предан земле ватник, в который эти самые останки были завернуты – довольно эффективно убеждал в состоятельности подобной маргинальной логики.

Городом Петербургом список объектов нелюбви Александра Глебовича не ограничивается. Не милы известному репортеру и христианская религия (она, его по мнению, абсолютно несостоятельна в мировоззренческом и философском плане), и журналистское ремесло – циничная «торговля информацией». При всем при этом банальным брюзгой-неудачником, раздраженным циником-невротиком (коих, скажем прямо, в отечественном медиапространстве полно) звезда перестроечного телеэкрана не выглядит. Да и вообще – как может выглядеть неудачником человек, обладающий всенародной известностью, водящий дружбу с олигархами и возглавляющий собственную школу верховой езды под роскошным названием «Nevzorov Haute École»? Лошади, знаете ли, – занятие для состоятельных и успешных людей.
Это вам не футбол и не подледный лов.

Себя Александр Глебович именует последователем мастеров Высшей школы верховой езды. Главной особенностью системы «Nevzorov Haute École» называет принципиальный отказ от использования в процессе работы с лошадью уздечки и «железа» - трензелей, мундштуков и прочих приспособлений, причиняющих животным невыносимые страдания. Как декларирует сам Невзоров на собственном интернет-сайте, в рамках подобного подхода лошадь воспринимается не как бессловесная скотина, тупое, трусливое создание и объект для истязаний, а как умное, благородное и красивое животное, которое нужно не подчинять, а понимать. Соответственно, вся история эксплуатации человеком лошади, включая современный конный спорт, видится Александру Невзорову сплошным дикарством, когда тупые и закомплексованные люди изощряются в издевательствах над животными и добиваются послушания не пряником, но кнутом (а также огнем и железом). Об этом, по большому счету, и говорилось в документальном фильме Александра Глебовича «Лошадиная энциклопедия», который демонстрировался по «Первому каналу» четыре года назад. Спустя некоторое время вышла и печатная версия данного проекта.

В центре нового фильма Невзорова - Джеймс Филлис и Антуан де Плювинель, культовые для «лошадиного» мира персонажи. Первый – идеолог конного спорта, выстраивавший всю систему езды исключительно на различных способах причинения лошади боли. Второй – мастер Высокой Школы, живший во Франции XVII века и проповедовавший гуманное, «понимающее» отношение к животному. Филлис (его роль исполняет Анвар Либабов) изображается в работе Невзорова садистом-психопатом, безумным истязателем, призывающим «жечь лошадь огнем». Плювинель (Гали Абайдуллов) – настоящим рыцарем, блистательным интеллектуалом и поборником гуманистических идеалов.

Повествование разбивается на две части – научно-документальную и художественно-историческую. С одной стороны, нам рассказывается история векового противостояния двух течений в конном деле – варварского и гуманно-рыцарского. Здесь перед зрителем разворачивается настоящий исторический костюмированный блокбастер с обилием поставленных игровых сценок, помпезной музыкой а-ля Джеймс Хорнер, солидными спецэффектами и бесконечными отсылками к различным таинственным источникам, прежде всего – к написанной на латыни секретной книге Высокой Школы Haute Ecole «Прецепцио Прецепторибус», изобилующей каббалистическими и масонскими мотивами, пророчествами, закодированными в гравюрах посланиями. Особенно примечателен рассказ о связи мастера Плювинеля с орденом тамплиеров: когда Невзоров начинает демонстрировать различную атрибутику с «храмовнической» символикой (исключительно подлинную, надо заметить), на ум невольно приходят мысли о Дэне Брауне и повальном увлечении конспирологией. Впрочем, заподозрить Невзорова в желании поспекулировать на модной тематике нельзя. Ему самому, как представляется, наплевать на любую моду.

Другая составляющая фильма – беспристрастный и наукообразный, изобилующий медицинским натурализмом рассказ о том, какой именно вред лошадиному здоровью причиняют методики и приемы конного спорта. Комментарии специалистов в области ветеринарии и иппологии, результаты медицинских экспертиз и многочисленных экспериментов, компьютерная графика с анатомическими подробностями – все это составляет убедительную доказательную базу, воздействующую не только на рассудок, но и на эмоции. К примеру, мало кого оставят равнодушными кадры с тошнотворно-детальной компьютерной иллюстрацией тех травм, которые получает лошадь от применения кнута и «железа».

После демонстрации очередной порции доказательств жестокости конного спорта Невзоров своим «фирменным» ледяным и в то же время прожигающим насквозь голосом произносит: «Когда спортсмены говорят, что они любят лошадей, следует вспомнить о том, что Чикатило очень любил женщин». Кажется, столь эффектной и столь сильно воздействующей на зрительское сознание передачи на нашем ТВ не было давно.