Утомленные солнцем-2: каким будет этот фильм
На модерации
Отложенный
Картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", сделанная в 1994 году, получила премию "Оскар" в категории "лучший зарубежный фильм". Продолжение "Утомленных солнцем" поразительно отличается от первой части
В российском фильме 1994 года "Утомленные солнцем" рассказывается, как за один-единственный день жизнь одной семьи, ведущей идиллическое существование на подмосковной даче, разрушается сталинским режимом. Поклонники этой картины, получившей "Оскара" в категории "лучший зарубежный фильм", наверняка будут удивлены ее продолжением, которое вскоре выйдет на экран. И дело не только в том, что режиссер Никита Михалков воскресил персонажей, которые в первой части были, казалось, обречены на гибель.
Действие первого фильма – то была наполненная подспудным ужасом психологическая драма о взаимоотношениях тесной группы людей – разыгрывалось, за некоторыми исключениями, на одном месте. Продолжение, некоторые сцены которого сейчас снимаются на станции Войсковицы – железнодорожном узле в сельской местности примерно в 30 милях южнее Санкт-Петербурга, представляет собой эпический блокбастер со сценами сражений, выдержанных в чисто голливудском духе. Это самая дорогая картина в истории российского кино: ее бюджет – 55 млн долларов.
В продолжении четыре главных персонажа первого фильма – трое из них считались погибшими – должны в итоге случайно встретиться в пламени Второй мировой войны. А Иосиф Сталин, который в первой части витал где-то за кадром, точно злой дух, окажется перед объективом в качестве персонажа и даже заговорит.
Затея грандиозна. 62-летний Михалков снимает не одну полнометражную картину, а две: "Утомленные солнцем-2" в двух частях, а заодно 12-серийный телевизионный фильм, где будет прослежен и расширен сюжет киноверсии. Первую часть киноварианта Михалков планирует выпустить в прокат 9 мая 2010 года, к 65-летию победы во Второй мировой войне. Вторая часть выйдет спустя несколько месяцев, а телесериал – в 2011 или 2012 году.
"Это эпопея, выдержанная в традиции фильмов о войне, – сказал ведущий московский киновед и кинокритик Кирилл Разлогов. – И если фильм будет иметь успех, то людей, вероятно, не смутит, что по масштабу он кардинально отличается от "Утомленных солнцем-1".
Напоминание о Второй мировой войне, которую россияне называют Великой Отечественной, стало делом, которому государство придало почти сакральный статус. Память о войне все более упаковывается в неосоветскую историческую ортодоксальную доктрину.
В новых школьных учебниках смягчаются сведения об убийственной жестокости Сталина – например, о чистках, которые едва не парализовали вооруженные силы накануне войны. Утверждения соседних стран Балтии, что Красная армия их оккупировала, а не освободила, встречают негодование официальных лиц.
В апреле состоялась конференция по вопросам Второй мировой войны, финансировавшаяся ФСБ. Участники призвали российский парламент аннулировать заявление 1989 года, осуждающее тайный пакт, заключенный между Сталиным и Адольфом Гитлером в 1939 году – пакт о разделе Польши и передаче стран Балтии, являвшихся в то время независимыми, под власть СССР.
На позапрошлой неделе Михалков сказал в интервью на съемочной площадке, что хочет передать "святость" сражения на своей родной земле ради сохранения страны.
Однако он отметил, что за "Утомленными солнцем-2" не стоят идеологические мотивы, и Сталин (Михалков назвал его "великий Сатана") изображен в картине весьма нелицеприятно. Михалков показал журналисту отрывок из рабочей версии фильма, где персонаж, полковник Сергей Петрович Котов (его играет сам Михалков), видит во сне, как убивает Сталина – душит, погружая его голову в торт, украшенный портретом самого диктатора.
"Я руководствуюсь одним-единственным простым критерием: увлекает фильм или нет, сочувствует аудитория героям или нет, – сказал Михалков. – Этот критерий намного эффективнее какой бы то ни было идеологии".
Семья, в которой родился Михалков, принадлежала к привилегированным кругам советского общества. Его отец Сергей, поэт и детский писатель, получил Сталинскую премию по литературе, возглавлял Союз писателей и написал текст государственного гимна СССР. (Когда Владимир Путин в бытность президентом вернул музыку советского гимна, Михалков-старший переработал текст.) Старший брат Никиты Михалкова, Андрей Михалков-Кончаловский, – тоже кинорежиссер, работавший в Голливуде и снявший такие фильмы, как "Танго и Кэш" с Сильвестром Сталлоне.
Хотя Никита Михалков не состоял в коммунистической партии, статус его семьи при советском режиме позволял ему пользоваться относительной творческой свободой.
Он завоевал себе международную репутацию такими фильмами, как "Раба любви" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977) и "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979).
В отличие от многих советских кинорежиссеров, он успешно пережил крах коммунистического режима и в 1990-е годы играл заметную роль как видный русский националист: возмущался президентом Борисом Ельциным и ратовал за реставрацию монархии.
Сегодня Михалков – друг и откровенный почитатель Путина, который, кстати, недавно побывал на съемочной площадке в Войсковицах. В лице Путина Михалков обрел своего идеализированного лидера России – твердую руку, которая возродила у страны чувство национальной гордости и поддерживает идею особого пути России, не совпадающего с западным, а также подозрительно относится к влиянию и намерениям иностранцев.
В своем фильме 2007 года, сделанном к 55-летию Путина, Михалков заметил, что мы живем в период, когда Россия сосредотачивается на своих целях. Кадры, где Михалков проповедует, перемежаются любовными изображениями Путина, пилотирующего самолет-истребитель, громящего чеченских повстанцев и посещающего заводы, чтобы создать впечатление, что экономика идет вперед.
"И все эти перемены в том или ином смысле связаны с его именем", – произносит Михалков в фильме. В связи с этой фразой один критик сравнил картину с панегириком советскому лидеру Леониду Брежневу, сделанным в 1976 году.
В прошлом году Михалков и еще три деятеля, утверждая, что выступают от имени сообщества российских творческих людей, подписали открытое письмо, в котором умоляли Путина остаться на президентском посту. Это "умильно мурлыкающее" послание вызвало взрыв негодования.
"Создается новый культ личности, – сказал писатель Виктор Ерофеев, в то время дискутировавший с Михалковым в телеэфире. – Мне это напоминает о тех печальных временах, когда все начиналось с поздравлений, а кончалось кровью".
Но режиссер не раскаивается в своем поступке. "Я полагаю, что идея каких-либо перемен или игры в орлянку пагубна для нашей страны, – сказал он, отвечая Ерофееву. – Когда в Соединенных Штатах меняется власть, ничего не меняется, только фотографию жены на президентском столе заменяют фотографией жены нового президента. Они не заменяют звездно-полосатый флаг зеленым или красным знаменем. Но здесь, боюсь, это возможно".
В финале "Утомленных солнцем-1" мы читаем на экране эпилог, где описывается судьба некоторых из главных героев. Котов, обаятельный большевик, герой-военачальник, боготворивший Сталина и советское отечество, был казнен. Его жена Маруся умерла где-то в сети исправительно-трудовых лагерей, известной под названием Гулаг. Митя, бывший любовник Маруси, неоднозначный Иуда в этой чеховской драме, показан в Москве, в своей квартире в тени Кремля – оказывается, что он окончательно предал Котова и стал одним из сотрудников тайной полиции Сталина. Митя лежит в ванне со вскрытыми венами, с его запястий струится кровь.
По словам Михалкова, в новом фильме пути всех трех героев вновь пересекутся.
"В те времена часто случалось, что люди, о смерти которых сообщали родственникам, в действительности оставались живы", – пояснил Михалков. Как он шутливо заметил, воскресение из мертвых – это избитый художественный прием: "Помните, Шерлока Холмса тоже убили".
В продолжении мы вновь увидим и Надю, дочь Котова и Маруси, которую в первой части играла 6-летняя дочь Михалкова (тогда мастерство маленькой актрисы широко отметили). Надя прошла через сиротский приют для детей "врагов народа" и теперь, взрослая, красивая женщина, воюет на фронте.
"На съемках ей пришлось пройти через массу испытаний, – сказал восторженный отец. – В лютый мороз ей приходилось выволакивать раненых с поля боя. Это изменило ее понимание войны на глубинном уровне".
На позапрошлой неделе долгим солнечным днем в Войсковицах снимали дубль за дублем. Михалков перевоплотился в Котова. Сидя на белом коне, Котов пробивается через толпу русских, бегущих к поезду, чтобы скрыться от наступающих немцев в 1941 году. Среди беженцев есть и Маруся, которая вышла замуж за другого и родила от него ребенка. Котов молча провожает ее взглядом, не окликая.
"Душа Котова выжжена, – сказал Михалков. – В эпизоде, который мы сейчас снимаем, жена уходит от него с другим мужчиной. У него ничего не осталось. Как он говорит, ничего не осталось, кроме прорвы немцев".
Комментарии