Откровенность как манипуляция
На модерации
Отложенный
Многие привыкли думать, что откровенность – это приз, который вручается вам за особые заслуги. Но те, кто научился пускать свои откровения в тираж, бравируя своей искренностью, могут преследовать совершенно иные цели – манипулятивные.
Откровенность в награду и в нагрузку
Откровенность тешит тщеславие: стоит доверить человеку секрет, как посвященный чувствует себя гораздо более значительным и важным, чем раньше. И заметим: не нужно тратить ни душевных сил, ни денег, ни времени, чтобы дать другому шанс почувствовать себя лучше. Этот прием откровенности как доверия хорошо освоен многими начальниками. Они экономят немало средств, посвящая своих подчиненных в те или иные планы, а иногда под сурдинку такого доверия получают за совершенно бесплатно полноценные консультации и советы. Подчиненный осчастливлен доверием, при таком хорошем отношении начальства разве можно просить повысить зарплату или дать отпуск?
Откровения ловят на крючок наивных, провоцируя на ответные действия. «Как мне доверяют, что рассказывают такое – теперь я должен…». Частенько наивный начинает делать именно, то, что ему предписывает партнер, например, жалеть и не грузить своими проблемами, вечно входить в положение и так далее. Мужчина, который после первых минут знакомства, жалуется на жену и детей, часто получает не только сочувствие, но и вполне реальную выгоду: этап ухаживания стремительно перетекает к тому, чтобы вам поделиться наболевшим, пожалеть страдальца и вовремя стать ему ближе.
Шокировать и победить
Откровенность в выказывании своего отношения к кому-либо (будь то симпатия или антипатия) тоже может стать способом управления. Редкая поп-песня обходится без признания в любви, которое в реальной жизни наверняка собьет с ног, например, «Я только вижу тебя, и уже встает». Те, к кому обращены подобные признания, могут упустить из виду тот факт, что выбор такой формы обусловлен стремлением быстрее достигнуть цели и убедить вас, что такая стремительность оправдана. Получается, что ничего и не остается, как последовать за таким темпом, даже если это и не очень соответствует вашим желаниям.
Откровенничая, человек шокирует, повергая наши табу серьезному испытанию. Такое откровение мало чем отличается от банального «взять на понт» - а вам слабо не удивится, не ужаснуться, не пуститься в нотации… Поскольку табу есть у всех – то важно сообщить нечто такое, что действительно деморализует партнера, и тем самым делает менее защищенным от манипуляции. А манипуляция проста – вы эмоционально реагируете на откровенность, а ваш визави получает право уничижить ваши эмоции: «Да, жизни ты еще не знаешь… вот и ужасаешься», «Не нравится – не слушай, я то думал, что ты поймешь меня» - такие фразы всегда заготовлены у откровенничающего в ответ на неловко выраженную эмоциональную реакцию.
Неловкость возрастает – а за такой реакцией наступает, скажем по-научному, снижение скорости умственных процессов (по простому – вы временно обалдеваете), что позволяет откровенничающему переспорить вас, убедить в несостоятельности вашего мнения и навязать свое. Иногда достаточно сделать свою речь чуть физиологичней – например, почаще рассказывать о своем цикле или работе кишечника, а иногда – и впрямь выбирать тему, которая закрыта для многих настолько, что любая «чухня», придуманная откровенничающим, будет усвоена безо всякого сомнения к искренности говорящего…
Откровения – лучший способ разговорить другого. Например, вам доверительно рассказывают обо всех абортах и несчастных любовях, за чашкой кофе или сигаретой. Вы в ответ делитесь своими злоключениями, пусть даже и коротко – а через некоторое время до вас доходят такие истории с вашим участием, о которых вы и слышать не слышали…
Откровенность – неплохой способ понизить вашу самооценку за счет сравнения с другим. Часто именно к этому результату сводятся многочисленные признания в изменах – ведь даже если приговарить: «И все таки, ты самый лучший», в первую очередь в голове оседают слова: «И все таки».
Вообще признания в плохих поступках, которые косвенно касаются того, кому признаются, мало, чем отличается от игры на понижение ставок.
Обнажиться, чтобы утаить
Откровенность – лучший способ утаить свою тень и представить себя с лучшей стороны. За головокружительными признаниями некогда рассмотреть такие неприглядности поведения человека как необязательность или поверхностность суждений. Часто искушенные в манипуляции откровенностью любят попризнаваться в собственных недостатках: «Вот, мол, какой я истерик, да, могу и разрыдаться, и обматерить, если что не по мне», но это те недостатки, которые должны восприниматься другими исключительно как продолжение главных достоинств – способности к сильным чувствам, например. Получается, что откровенность помогает строить тот образ, который кажется привлекательным, и который, действительно, привлекает других, а также оправдать неприглядность поведения.
Откровенно об откровенности
Психологический результат, к которому стремится тот, кто откровенничает, всегда один и тот же – контроль в отношениях, втягивание вас в ту коммуникацию, которая удобна откровенничающему. Самые искушенные «откровенники» используют сразу несколько способов ловить людей в силки псевдодоверия. Приходится сталкиваться и с тем, что человек даже не отдает отчет, что вместо доверия использует откровения для контроля над отношениями.
Почему же мы ловимся на откровенность? Потому что часто путаем откровенность с искренностью и доверием – большинство из нас догадывается, что есть (или, по крайней мере, должны быть) такие качества, чтобы отношения развивались и шли на пользу всем участникам. Только вот в чем это доверие состоит? И так нелегко определиться с тем, что есть доверие или искренность, что откровенные признания и воспринимаются как приглашение к доверительным отношениям.
Доверие начинается с доверия к себе и умения вслушиваться в свои желания, страхи, отношение к другим. Тот, кто доверяет себе, лучше понимает, чего он ждет от окружающих, что в поведении других людей нравится, а что нет. Доверие как раз и состоит в том, что вы можете отпустить контроль в отношениях на волю самих отношений. Получается, что доверие строится на признании того, что вы в силах контролировать, а что нет, и принятии того, что все контролировать – даже не неразрешимая задача, а скорее ненужная цель.
Но легко сказать – труднее достигнуть. Доверие требует времени и немалого опыта совместной деятельности, когда можно приглядеться к человеку и понять его. Наверное, и впрямь трудно строить доверительные отношения – если откровенность остается одним из действенных инструментов управления людьми. Откровенность уместна в ситуации доверительных отношений – иначе любая откровенность становится средством борьбы за контроль, и неслабым средством, а значит ранящим наше душевное здоровье.
Если вы чувствуете, что на вас давят откровенностью, попробуйте:
Спросить: «Ты считаешь, мне стоит это знать?». Если человек делится с вами «без задней мысли», он пояснит, зачем рассказывает вам нечто сокровенное, а если скажет: «Не хочешь – не надо», «Я тут тебе душу открываю, а ты…», то чутье вас не подвело, и на вас действительно пытаются надавить доверием.Спросить: «А что еще мне стоит узнать?». Если вы чувствуете, что вам рассказывают не все или преподносят информацию в определенной «тональности» – тогда вам или дадут больше информации, или, возможно, переключаться с откровения на другую тему. Не давать оценке откровению – «замалчивать» тему, сказать, что вы не намерены обсуждать такие сложные вопросы, возможно, сославшись на то, что мало компетентны или тема вам не кажется понятной.Поинтересоваться, чем вы заслужили такую честь, и действительно ли достойны ее. Можно даже сообщить другому, что вы далеко не уверены в своей способности таить секреты.
Комментарии