Президент России идет на сближение с боссами от экономики

На модерации Отложенный В марте россияне избрали Дмитрия Медведева новым президентом, и сейчас он занят зарабатыванием авторитета в Кремле. При этом в противовес своему политическому приемному родителю Владимиру Путину он делает ставки на российских олигархов и топ-менеджеров и объявляет войну чиновникам: он хочет окончательно вывести их из советов директоров российских компаний

Вот уже два с половиной месяца россияне ломают себе головы: в марте они выбрали Дмитрия Медведева своим президентом, а до сих пор ничего не ясно, как и тогда. Кто этот человек? Как поделена власть в Кремле? Народ в этом никак не разберется и помогает себе шуткой: до сих пор русские подтрунивают над ростом Медведева, а также над тем, что он ходит на поводке у своего предшественника, занимающего сегодня премьерское кресло Путина. "Я бы съел отбивную", – говорит Путин официанту в ресторане, куда они с Медведевым пришли пообедать. "А гарнир?" – уточняет официант. "Он тоже будет отбивную!"

"Дима-Димуля" – так россияне называют нового хозяина Кремля, или говорят "визирь". 42-летний юрист высоко забрался в тени Путина по карьерной лестнице и считается человеком из его окружения. Собственный авторитет в Кремле Медведеву еще предстоит заработать – ведь старые товарищи Путина весьма крепко держатся в седле. Он ищет поддержки на стороне. Медведев старается заручиться поддержкой крупных российских предпринимателей, которых Путин держал на расстоянии.

Новый человек в Кремле может положиться на своих старых друзей. "Как и Путин, Медведев тоже формирует свою команду из друзей детства, однокурсников и тех людей, с которыми он имел дело как в Петербурге, так и в Москве", – говорит Алексей Мухин из московского Центра политической информации, который занимается исследованиями политических и экономических групп влияния. Для Медведева полугосударственный газовый монополист "Газпром" и "Газпромбанк" являются важнейшими платформами, на которых поддерживаются личные контакты с представителями экономической верхушки.

В конце концов, с приходом Путина к власти в 2000 году Медведев был назначен главой совета директоров "Газпрома" и оставался им с коротким перерывом вплоть до недавнего времени. Если в 2001 рыночная капитализация компании составляла 10 млрд долларов, то на сегодняшний день это уже 364 млрд, и, таким образом, "Газпром" является третьей по величине компанией в мире. Для того, кто способствовал крутому подъему "Газпрома" в высшую лигу, это окупилось и в личном плане. Например, для Алишера Усманова.

Бывший менеджер "Газпрома" считается основной опорой Медведева

54-летний мастер спорта по фехтованию, бывший менеджер "Газпрома" сегодня владеет металлургическим концерном "Металлоинвест". Усманова считают самым состоятельным другом нового президента. Журнал Forbes помещает урожденного узбека на 19-е место в списке самых богатых россиян и оценивает его состояние в 9,5 млрд долларов. Недавно этот миллиардер заявил о себе покупкой экономической газеты "Коммерсант", собрания произведений искусства и части британского футбольного клуба "Арсенал". До этого его имидж не был столь безукоризненным: в 1980 году он был приговорен к 8 годам лишения свободы за шантаж.

"Не только Усманова считают опорой Медведева, но и других людей, который сделали свои деньги в "Газпроме", – считает Сергей Гуриев, ректор Российской школы экономики. Команда, может быть, и не однородна, как это может показаться. Наблюдатели предостерегают от того, чтобы рассматривать весь концерн "Газпром" как опору власти Медведева. Но Медведев вполне может привести туда своих протеже. С некоторыми из них он вместе учился на юридическом факультете в Петербурге и абсолютно им доверяет.

"Газпром" как основа власти нового президента

Взять хотя бы Илью Елисеева, заместителя председателя правления "Газпромбанка", третьего по величине российского финансового института. Или Константина Чуйченко. Непродолжительное время он был сослуживцем Медведева в КГБ (согласно официально биографии, Медведев никогда не служил в КГБ, а с Чуйченко учился на юридическом факультете Ленинградского университета. – Прим.ред.).

Позднее он пришел в частную экономику, чтобы в 2001 году возглавить юридический департамент ОАО "Газпром". Он возглавлял советы директоров многочисленных дочерних компаний "Газпрома", а в 2004 году стал председателем правления "Росукрэнерго" – подозреваемой в связях с организованной преступностью газовой компании. Пару недель назад Медведев пригласил старого приятеля в качестве своего советника на работу в Кремль.

Однако надолго Медведеву в качестве основы его власти не хватит одного "Газпрома" – если он, конечно, захочет обрести независимость от своего предшественника Путина. "В первый год будет непросто четко отделить Путина от Медведева", – говорит Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании "Тройка-диалог". Они слишком подчеркивают, что работают в тандеме, они слишком долго работали в одной команде и до сих пор делят влияние в "Газпроме".

Медведев атакует чиновников

И все же: Медведев уже давно задал другой, либеральный тон, который отличается от путинского – например, выдвинув предложение, согласно которому государственные чиновники должны покинуть свои посты в советах директоров государственных концернов. Кроме того, в экономический блок правительства он назначил многих своих единомышленников.

"С момента прихода к власти Медведева бизнес осторожно перестает складывать все яйца в одну корзину и постепенно начинает двигаться навстречу Медведеву", – считает Гуриев. Один из ведущих менеджеров одного из крупнейших российских сталелитейных концернов, пожелавший сохранить анонимность, вторит ему: "Мы пытаемся сохранить хорошие отношения с обоими. Но рано или поздно каждый из них начнет преследовать собственные интересы. И я удивлюсь, если Медведев не воспользуется президентской властью в полной мере".

По мнению политолога Мухина, по-настоящему Медведев доверяет еще одному представителю крупного бизнеса, не имеющему отношения к "Газпрому", а именно главе крупнейшего в России целлюлозно-бумажного холдинга "Илим" Захару Смушкину. "С того момента, как Медведев был назначен преемником, Смушкина неоднократно вызывали в Кремль для консультаций", – говорит Мухин. Сам Медведев в период с 1994 по 1999 год возглавлял в Петербурге юридический департамент компании "Илим Палп Энтерпрайз".

Медведев начнет либеральную смену курса

В риторическом плане Медведев еще программной речью в феврале этого года послал конструктивные сигналы предпринимателям и показал себя другом бизнесменов и Запада, либералом и сторонником правового государства. "Медведев просто говорит об объективной необходимости смены курса", – считает экономист Гавриленков. Все громче звучат предупреждения о том, что значительный рост экономики в будущем будет возможен только при условии, что экономика будет диверсифицирована и будет достигнуто конструктивное сотрудничество с частными предпринимателями. Многие крупные государственные компании и некоторые государственные концерны и так останутся под контролем путинского клана выходцев из спецслужб.

"Я считаю, что почти все олигархи заинтересованы в том спектре тем, которые олицетворяет Медведев", – говорит Сергей Гуриев. Но до сих пор они действовали осторожно. Слишком глубоко в них засел страх, пробравший до костей после ареста нефтяного магната Михаила Ходорковского и расчленения его концерна ЮКОС. Они еще не знакомы с новыми правилами игры и не знают, в чьих руках сосредоточена реальная власть.

Мир экономики не так опасается конфликта между Медведевым и Путиным, считает Гавриленков, как конфликта в чиновничьем аппарате. "Бизнес потерял ориентиры", – говорит Гуриев. Но и Медведев сохраняет осторожность и до сих пор еще не встретился с олигархами. Некоторые полагают, что он пока держится в стороне от крупной рыбы, чтобы она его не сожрала.

"Глупости, – считает менеджер из сталелитейного концерна. – Мы усвоили урок". Урок подразумевает, что иногда нужно прикидываться бедными родственниками. "Обоюдное влияние политики и экономики иногда переоценивают", – говорит тот же менеджер. А как же власть олигархов? "Ее давно уже нет".