Неплательщиков алиментов хотят лишить водительских прав

На модерации Отложенный Перечень ограничений и наказаний в отношении неплательщиков алиментов в России неуклонно расширяется: наряду с запретами на выезд за границу, ставшими уже "рядовой" практикой, неплательщиков алиментов уже начали "снимать" с внутренних рейсов самолетов, отбирая при этом билеты. Отключение мобильной связи и кабельного телевидения у должников по алиментам тоже становится способом "воздействия" на неплательщиков.

Федеральная служба судебных приставов /ФССП/ готовит новый "удар" по уклонистам от уплаты алиментов граждан: рассматривается возможность ограничения права управления автомобилем, изъятия водительских прав.

Но поистине новые "горизонты" для ФССП открылись после того, как с 1 февраля 2008 года приставы получили право определять степень уголовной ответственности злостных неплательщиков алиментов, оперируя 157 статьей УК РФ.

Как заявил во вторник директор ФССП, Главный судебный пристав РФ Николай Винниченко, к уклоняющимся от принудительных исправительных работ неплательщикам алиментов можно было бы применять более жесткие меры наказаний, вплоть до лишения свободы.

На просьбу ПРАЙМ-ТАСС "вывести" образ, определить типаж среднестатистического неплательщика алиментов в России, Н.Винниченко довольно четко дал следующее определение: это мужчины от 30 до 40 лет, половина из которых имеет постоянное место работы, а значит и располагает регулярными доходами. Половина из этой "братии" трудится, но не представляет данных о месте работы. 10 проц этих "товарищей" реально не работает.

Вывод напрашивается сам собой: 90 проц неплательщиков алиментов в РФ не помогают финансово своим детям преднамеренно.

Поэтому вопрос о том, насколько необходимо увеличивать полномочия и численность судебных приставов в РФ, получает определенно утвердительный ответ.

Выделив в отдельную, внеплановую и посвященную предстоящему 1 июня празднику Защиты детей, сегодняшнюю встречу со СМИ, Главный судебный пристав РФ не без удовольствия поведал о достижениях ФССП в минувшем году и за первые 4 месяца 2008 года.

В 2007 году по решению суда к производству были приняты 1,5 млн исполнительных листов в отношении неплательщиков алиментов. Всего же в стране на сегодняшний день 10 млн граждан по решению суда обременены принудительной выплатой алиментов.

За прошедший с начала 2008 года период к исполнительному производству было принято 300 тыс дел, чуть больше половины /160 тыс дел/ закончено.

Между тем, ФССП надеется в будущем улучшить статистику.

С 1 февраля 2008 г, в связи со вступлением в силу поправок в уголовно-процессуальный кодекс РФ, 157 ст УК РФ перешла в ведение ФССП /из органов внутренних дел/, что позволяет судебным приставам определять степень уголовной ответственности неплательщиков налогов.

В ФССП создано новое подразделение дознавателей службы судебных приставов.

"Плоды" этих нововведений налицо: к 1 февраля к ФССП от органов внутренних дел поступило 2 тыс уголовных дел, а к апрелю эта цифра увеличилась втрое. Как сказал Н.Винниченко, в течение года она возрастет до 20 тыс. "Конечно, это не много, по сравнению с 10 млн неплательщиков алиментов в РФ", - посетовал Главный судебный пристав России, подчеркнув при этом, что уголовные дела в отношении неплательщиков алиментов возбуждаются только в крайних случаях.

При этом Н.Винниченко сразу предостерег от замечаний в адрес якобы имеющей место неправомочности действий судебных приставов. Он сказал, что сейчас ФССП работает с Верховным судом РФ, и цель этих консультаций – дать высшей судебной инстанцией России разъяснения судам общей юрисдикции о понятии "злостный" неплательщик алиментов, в отношении которых, собственно, и применяется 157 ст УК РФ.

Как известно, ФССП "плотно" работает с ФНС, ФМС, ПФР в целях получения достоверных сведений о доходах и местонахождении неплательщиков алиментов, по делам которых приняты решения о взыскании с них денег в пользу детей. В апреле этого года официальные "партнерские" отношения ФССП установила с МВД и Генпрокуратурой.

Несмотря на то, что работа милицейских сотрудников в регионах по розыску неплательщиков алиментов могла бы идти и поактивнее и пока не до конца урегулирована, Н.Винниченко говорит, что контакты судебных приставов с МВД и Генпрокуратурой привели к тому, что 90 проц розыскных дел заканчивается результативно.


Кстати, до последнего времени установление места нахождения неплательщиков алиментов было одной из основных проблем ФССП.

Загвоздки возникали и в вопросах, связанных с трудоустройством лиц, которые нигде не работают или отбывают сроки заключений. "Исправительные работы – новый вид наказания", - подчеркивает Н.Винниченко и добавляет, что "нарушение отбытия наказания в виде принудительных работ можно было переквалифицировать в другой вид наказаний, вплоть до лишения свободы в отношении неплательщиков алиментов".

Понятно, что до такой меры наказания пока далеко, да и будет ли она применяться в России в будущем, неизвестно. Но на сегодняшний день, в арсенале ФССП достаточно "оружия" воздействия на неплательщиков алиментов.

Сколько шума наделали первые сообщения о том, что "откосивших" от алиментов не стали пускать за границу. Теперь, по словам, Н.Винниченко – это обычная практика. В 2007 году было вынесено порядка 15 тыс постановлений, запрещающих покидать страну. В 2008 году эта цифра на уровне 7 тыс.

"Таким образом, взыскано несколько миллионов рублей, причем, были случаи, что "штрафники" расплачивались прямо на границе, при прохождении паспортного контроля", - уточняет Главный судебный пристав.

По его словам, практика отключения от мобильной связи и кабельного телевидения пока широко не используется, пока имеются лишь "точечные" случаи.

Что касается принудительного взыскания интеллектуальной собственности с неплательщика алиментов, то этот вопрос нуждается в дополнительной законодательной проработке.

Хотя, как рассказал Н.Винниченко, у основателя финансовой пирамиды МММ Сергея Мавроди был недавно арестован тираж его книги в счет погашения задолженности по алиментам.

Что касается принудительного проникновения судебных приставов в жилища без согласия на то хозяина, то бишь, неплательщика алиментов, то практика эта применяется, но не носит массового характера. Были случаи в Нижегородской области и в Санкт-Петербурге, когда "уклонистов" снимали с самолетов, выполняющих рейсы внутри страны.

Как сообщил Н.Винниченко, прорабатываемый вопрос о возможности лишения водительских прав неплательщиков налогов может уже скоро стать реальностью. По его словам, в Канаде, США, Германии такой механизм уже давно действует и сильно "отрезвляет" наказуемых.

Но одной из стратегических задач ФССП является создание государственного алиментного фонда. Опять же на Западе, в той же Финляндии, стране, в которой активно защищают права матерей-одиночек и детей, не получающих алименты, такой фонд существует. Принцип его работы заключается в том, что в фонд закачиваются некие деньги, а затем государство при помощи регрессивного принципа вычитает из зарплаты неплательщиков алиментов суммы задолженности уже не перед бывшей семьей, а перед государством.

Завершая встречу с журналистами, Н.Винниченко по настоятельной просьбе присутствующих, на удивление с некоторой неохотой назвал общую сумму невыплаченных алиментов – это порядка 1 млрд рублей. В сознании рядовых граждан страны – это много, в представлении тех же пенсионеров, которым с 1 августа "подкинут" в виде прибавки 448 рублей – это гигантская сумма, а в масштабах страны, бюджета – сумма незначительная.

А если поделить 1 млрд руб на количество неплательщиков алиментов в РФ, коих, как было сказано выше насчитывается, 10 млн – то получается совсем "скромная" цифра с учетом того, какие расходы на введение дополнительных полномочий приставов /например, расширение штата ФССП/ ложатся "на плечи" госбюджета.

Возможно, эти расчеты не очень уместны, исходя из морально-нравственных задач, которые стоят во главе угла деятельности ФССП по взиманию причитающихся детям алиментов с нерадивых отцов /впрочем, и матерей/?