10 лучших фильмов Каннского фестиваля

На модерации Отложенный В этом году Каннский фестиваль вернулся к истокам и демонстрирует множество фильмов в стиле "артхаус". Наши корреспонденты выбрали лучшие из них

В этом году хорошие фильмы идут с Ближнего Востока и из Южной Америки. Мультипликационный триллер "Вальс с Баширом" – главный шок фестиваля: это анимационный документальный фильм о войне в Ливане. Рассказ израильских солдат нарисован и подан наподобие "Скуби-Ду". Фильм режиссера Пабло Траперо "Леонера" рассказывает историю о молодой матери в чудовищной аргентинской тюрьме.

Если этот фестиваль что-то и показал, так это безрассудство режиссеров, которые, не имея денег, учат нас по-новому смотреть на мир. Быть может, каннский рынок фильмов и растет – в этом году запланировано 1600 показов, почти вдвое больше, чем в 2007 году – но борьба за финансирование стала жестче, чем когда-либо. Многие ленты никто не покупает. Покупатели, которых тревожит рост затрат, не хотят рисковать, соглашаясь на обычный товар. И все же настоящие сокровища Каннского фестиваля лежат вдали от блеска "Индианы Джонса" и "Кунг-Фу Панды". Эти жемчужины – независимые фильмы. Как показывает приведенный обзор, их художественная ценность по-прежнему остается на высоком уровне.

"Эльдорадо"

Эта оригинальная трагикомическая "дорожная история" из Бельгии – один из незаметных хитов фестиваля. Фильм был показан в рамках "Режиссерских двух недель" и оказался совершенно не тем, чего ждали от сурового и серого бельгийского кинематографа – подобный образ закрепился за ним благодаря работам, например, братьев Дарденн. Автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли Були Ланнерс насытил свою ленту цветом и невозмутимым юмором. Ланнерс играет торговца подержанными автомобилями, который ловит у себя дома неумелого малолетнего воришку. Он, однако, не вызывает полицию, а проникается к ребенку жалостью. Оба отправляются в путешествие по сельскому сердцу Бельгии с множеством приключений. Пейзажи и музыка навевают воспоминания об американских "дорожных фильмах" прошлого, а вот настроение фильма явно европейское.

"Гоморра"

Этот фильм был встречен теплее всего из показанных в конкурсной программе. Драма, посвященная итальянской мафии, твердо намерена увезти из Канн один из главных призов. Картину лестно сравнивали с "Крестным отцом", и, хотя структура фильма беспорядочна, а сам он затянут, эта неаполитанская сага стала одним из самых популярных фильмов фестиваля. Лента снята по книге Роберто Савиано. Как ожидается, она будет успешна в коммерческом плане и одновременно тепло принята критиками. Главную роль играет неподражаемый Тони Сервилло – он же играет в фильме Паоло Сорренто "Иль Диво", также представленном на фестивале, и может претендовать на одну из наград.

"Голод"

Поразительный дебют – один из немногих британских фильмов, попавших в этом году на Каннский фестиваль. Режиссер Стив Маккуин – в прошлом обладатель премии Тернера. Его безукоризненный и старомодный триллер об Ирландской республиканской армии и попытках выжить в жестокой тюрьме Лонг-Кеш просто чудесен. Слов мало. Музыки нет вообще. Центральный персонаж – Бобби Сэндс, которого играет Майкл Фассбендер. В тюремной камере, перепачканной собственными испражнениями, он бросает один из самых серьезных вызовов премьер-министру Маргарет Тэтчер. Он решает уморить себя голодом. Трудно описать, через что приходится пройти герою. Длящийся 24 минуты, снятый без монтажа разговор в тюрьме со священником – это уже явный "Оскар". Смерть от голода вызывает непередаваемый ужас. Фильм полностью выбивает из колеи, но по сути крайне поэтичен.

"Леонера" ("Логово льва")

Мощный фильм Пабло Траперо посвящен аргентинским тюрьмам – это сильной и суровый тюремный рассказ о молодости, беременности и том, как отчаянно можно нуждаться в помощи после того, как загонишь кухонный нож в шею своему мужу. Понятное дело, на то были причины, но в Аргентине на снисхождение рассчитывать не приходится. Мартина Гусман великолепно играет напуганную и противоречивую девушку Джулию, которая рожает в тюрьме сына, а затем с помощью других заключенных бережет его, пока ее мать идет на самые жуткие ухищрения, чтобы вызволить дочь из-за решетки.

В рамках официальной программы этот фильм – "нумеро уно".

"О времени и городе"

Стоит упомянуть этот фильм на набережной Круазетт, как у людей ком встает в горле. Скромная, малобюджетная сенсация. Кинопоэма о жизни Теренса Дэвиса и о городе, где он рос – Ливерпуле. Она заставит вас выть от хохота, а затем плакать. Текст читает сам Дэвис, в фильме его размышления чередуются с кадрами старых улиц. То у нас на глазах вырастают трущобы, то камера скользит по колоннам городской ратуши, словно кто-то поправляет рукав одежды. Кинотворчество высшей пробы.

"Три обезьяны"

Подозреваю, что этот чудесный фильм увезет Золотую пальмовую ветвь. Почему? Хороший вопрос. Это турецкая картина, и я до сих пор не видел критика, который бы правильно произнес имя режиссера – Нури Бильге Джейлан. Фабула очень запутанная, но фильм прекрасен – по изложенным мыслям, звуку и визуальному ряду. Забудьте про всякие "Хрустальные черепа", ведь именно такие фильмы нужны Каннам. История проста, но рассказана потрясающе. Машина некого политика, мчащего ночью по сельской дороге, сбивает человека. Тогда политик просит своего честного водителя – того во время аварии не было – взять ответственность на себя за солидное вознаграждение. Ведь девять месяцев тюрьмы – это немного. Изысканности фильму придают деньги, грубая жена водителя и его озлобленный взрослый сын. Жуткая жара перекликается с общим напряжением. Смотреть обязательно.

"Тони Манеро"

Чудесный и странный сюжет: социопат с остекленевшим взглядом, который одержим музыкой диско и ролью Джона Траволты в фильме "Лихорадка субботнего вечера", начинает совершать жестокие убийства. И все это на фоне режима Пиночета в Чили. Несмотря на минимальный бюджет, фильм обладает явной эстетикой: активно используется резкий монтаж, некоторые кадры сняты совершенно не в фокусе. Персонажи предельно отталкивающие, сцены секса – абсолютно жуткие. Это не открытый политический памфлет, а нездоровые и неряшливые отрывки из того периода в истории Чили.

"Тайсон"

Когда в центре Дворца фестивалей я столкнулся с Майком Тайсоном, тот почему-то пожал мне руку. По непонятным причинам Тайсон считается местным героем – при том что ни слова не может сказать по-французски. Документальный фильм Джеймса Тобака – это история о трудной жизни боксера, героя и злодея одновременно. Майк отправил в нокаут бесчисленное количество соперников, но фактически он и сам не представляет, насколько знаменит. Как бы то ни было, этот яркий биографический фильм притягивает просто потому, что Тобак снял его на 35-миллиметровую пленку, сделав настоящее произведение искусства. О знаменитых боях Тайсона рассказывают много жуткого, и в картине отлично схвачены злоба боксера и его молотящие кулаки. Один из подлинных сюрпризов фестиваля.

"Вики Кристина Барселона"

Обычно слово "секс" и имя "Вуди Аллен" плохо сочетаются в одном предложении. Но это ведь Канны. На этом фестивале Вуди заслужил теплый прием. Для этого есть как минимум две причины: во-первых, это фривольная комедия принесет большие деньги, а во-вторых, сам он, слава богу, в фильме не снимался. Комедия посвящена тому, как совершенно непохожие девушки влюбляются в манерного художника, которого играет Хавьер Бардем, – получилось крайне весело. Конечно, немного Вуди в картине будет. Девица-хиппи в исполнении Скарлетт Йоханссон и ее вредная подружка Ребекка Холл – две красотки-студентки, которые приезжают на лето в Барселону. В результате они спят с Хавьером и его ненормальной бывшей женой (Пенелопа Круз).

"Вальс с Баширом"

Первый полнометражный документальный мультфильм – глубоко личная работа израильского режиссера Ари Фольмана. Друг автора страдает от ночных кошмаров, связанных с 1980-ми годами, когда оба они были юными солдатами израильской армии. Сам Фольман понимает, что из его памяти выпали большие куски воспоминаний о том времени. Он начинает разыскивать друзей и сослуживцев, надеясь по кусочкам восстановить картину того, что же произошло во время бойни, которой он был свидетелем, но которой не помнит. Жуткий в своей красоте антивоенный фильм.