Количество контрафакта в России уменьшилось, но \"цеховики\" стали изощреннее
На модерации
Отложенный
Мы далеки от мысли, что с призывами не покупать подделки обращаться к гражданам должны непосредственно президент страны или российский премьер. Но, если к населению найти "тонкий" подход и методично объяснять, что нужно отказываться от контрафакта в пользу легальных и сертифицированных товаров даже не ради вступления страны в ВТО, а, главным образом, в целях собственной безопасности, здоровья и экономической выгоды, то, глядишь, объемы подделок в РФ будут снижаться до европейского уровня.
Презентация исследования "Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров" прошла на мажорной ноте. Тенденция на заметное уменьшение в розничном обороте различного рода подделок, фальсификатов и имитаторов прослеживается четко. Эти заключения получены не на пустом месте – сравнительный анализ количественных показателей по 11 товарным категориям на протяжении последних 5 лет показывает, что изготовителей и распространителей контрафакта в РФ крепко прижали. Точность озвученных ниже цифр нельзя гарантировать на 100 проц, признают в "РусБренде", это скорее средняя температура по больнице. Но никто не сомневается в объективности оценок нескольких десятков экспертов, опрошенных в ходе проведенного исследования. На сегодняшний день уже сложился крепкий "пул" из работников Федеральной таможенной службы, МВД, Роспатента, юристов в сфере защиты интеллектуальной собственности, представителей компаний правообладателей и крупных торговых сетей, представителей законодательной власти /Госдумы/ – все эти люди целенаправлено работают над проблемой искоренения контрафакта в РФ.
По сравнению с 2002 г /дата предыдущего аналогичного исследования/ в России ужесточилось законодательство – наказание за распространения контрафакта увеличили вплоть до лишения свободы сроком до 6 лет. В Гражданском кодексе РФ четко прописан размер компенсаций "жертвам" подделок – до 5 млн руб. Правда, пока не прописано, как рассчитывать суммы ущерба правообладателя – то ли от стоимости оригинальной продукции, то ли от стоимости контрафакта, а ведь разница в деньгах исчисляется десятками раз.
Между тем, по словам исполнительного директора НП "РусБренд" Алексея Поповичева, узким местом остается вопрос о процедуре конфискации контрафакта. Он сетует на то, что "цеховики" часто используют в своей деятельности арендованное оборудование, которое фактически невозможно изъять. На вопрос ПРАЙМ-ТАСС о том, в чем причина того, что законодательное сопровождение процесса конфискации "серых" товаров за последние 5 лет не стало более прозрачным и отлаженным, был получены четкие разъяснения, которые в дополнительных комментариях не нуждается.
По словам представителя компании "Найк" Константина Райнота, после решения о конфискации "серый" товар становится собственностью государства. В частности, контрафакт попадал в ведение РФФИ /после оглашения новой структуры правительства РФ это ведомство расформировано/, которое и брало на себя обязательства его уничтожить. При этом РФФИ не обязано было отчитываться перед контрольными органами о судьбе конфискованной продукции. "Получить официальный документ об уничтожении конфиската практически невозможно", - уточнил К.Райнот. При этом он не теряет надежды, что в течение ближайшего года этот "недочет" будет устранен.
Но в целом статистика по борьбе с контрафактом радует глаз. Так, сегодня до суда доходит 8 из 10 административных дел в отношении распространителей и производителей подделок.
5 лет назад показатели были скромнее – в суде слушалось 2-3 дела из заведенных 10-ти. Роспатент, активный участник программы по борьбе с контрафактом, констатирует, что в период с 2003 по 2006 гг число заявок от иностранных компаний выросли более чем в 1,5 раза /на 163 проц/. Правообладатели, в свою очередь, констатируют, что в связи с ростом оборотов розничного рынка в РФ – ежегодно на 13 проц – и увеличением оборотов компаний ежегодно на 20-30 проц, их потери в связи с хождением на рынке контрафактной продукции также растут. Однако многие правообладатели неохотно идут на расходы по борьбе с "серыми" товарами, так как такие траты не оправдываются в краткосрочной перспективе. В свою очередь, "цеховики" пытаются мимикрировать: качество контрафактной продукции неуклонно повышается. Кроме того, они постепенно уходят с "насиженных" мест, где распространяют свою продукцию – традиционных "точек" вблизи метро или павильонов на вещевых рынках, где им часто организуется "засада". Теперь распространение контрафакта переместилось в интернет, работа в сети менее регламентирована.
Наконец, стоит поделиться данными о том, как потребители понимают проблему борьбы с контрафактом. Согласно опросам Фонда общественного мнения /ФОМ/, 84 проц респондентов осведомлены о продаже фальсификатов. 58 проц опрошенных считают, что число подделок растет. Исследования КОМКОН показали, что 38 проц респондентов покупают товары, зная при этом, что это подделки. Социологи отмечают, что граждане стараются не приобретать подделки, которые представляют вред и опасность для здоровья, а о государственной проблеме по защите интеллектуальной собственности стараются не задумываться. О паленой водке знают повсеместно, а вот "левые" CD и DVD россияне продолжают активно покупать. Именно эта товарная категория относится к сфере господствующего распространения – ее объемы составляют 70-80 проц. Алкоголь, одежда и обувь "сомнительного качества" относятся к сфере массового распространения – их доля 30-40 проц на рынке. Поддельные лекарства и парфюмерия присутствуют в продаже в 10-20 проц случаев. И, наконец, контрафактные бритвенные лезвия, а также чай и кофе составляют 1-2 проц рынка.
Всего же объем контрафакта по 11 товарным категориям оценивается в 525 млрд руб /напомним, что эта цифра приблизительная, она лишь помогает понять объемы рынка подделок в РФ/. В "сухом остатке" из всего вышеизложенного выкристаллизовывается комплексный подход в борьбе с контрафактом в РФ на ближайшую перспективу. По словам участников презентации исследования, нельзя только ужесточением уголовного преследования в отношении производителей и распространителей подделок изъять с рынка фальсификаты. Нужно сделать так, чтобы "цеховикам" было невыгодно с экономической точки зрения работать. Поэтому независимые эксперты готовы поспорить с представителями государства по вопросу о целесообразности обязательной маркировки "родной" продукции – это увеличивает издержки производителей, а разница в затратах включается в стоимость товаров.
Необходимо продолжать работу с потребителями, стараясь с помощью той же рекламы прививать им привычку покупать "правильные" товары. "На этот счет нет никаких иллюзий, что все граждане это поймут", - честно признал А.Поповичев и добавил, что "побороть контрафакт, как и коррупцию до конца нельзя". Но цель очерчена четко – добиваться того, что процент контрафакта в РФ во всех товарных категориях не превышал 1-2 проц от объемов рынка.
Комментарии