Советские субмарины, «шпионившие» в шведских водах, оказались мифом
На модерации
Отложенный
В Швеции разорвалась политическая бомба. Ее заставила сдетонировать короткая строчка пресс-релиза, выпущенного НИИ всеобщей обороны (FOI): «Звуки, которые, как предполагалось, издавали 12 октября 1982 года пропеллеры иностранной подлодки, исходили от шведской парусно-моторной шхуны «Амалия». Напомним, в те осенние дни, четверть века назад, Швеция впервые обвинила СССР в проведении незаконных операций в ее территориальных водах. После этого страх перед советскими субмаринами на долгие годы стал национальной болезнью шведов. Однако теперь выясняется, что вся эта подводная эпопея была вымыслом местных военных, получавших под «русскую угрозу» дополнительные гигантские ассигнования.
Бывший посол СССР в Cтокгольме Борис Панкин, комментируя последнюю сенсацию, прямо заявил на страницах вечерней газеты «Экспрессен»: «Швеции следует попросить прощения у российского народа». На это весьма язвительно отреагировал известный таблоид «Афтонбладет»: «Министр иностранных дел Карл Бильдт отказался от комментариев».
«Посреди тяжелой схватки за военный бюджет легко обнаружить скрытые мотивы нынешнего разоблачения. Кто выиграет от дальнейшего подрыва авторитета вооруженных сил? Правительство, которое стремится сократить армию и флот», – рассуждает автор передовицы солидной «Дагенс нюхетер».
В десятых числах октября 1982 года в стокгольмских шхерах, в районе базы ВМС, проходила крупнейшая боевая операция мирного времени: шведские военные пытались загнать к берегу и заставить всплыть одну или несколько советских подлодок, которые якобы проникли на территорию закрытого объекта. Взрывались глубинные бомбы, водную толщу «просвечивали» с вертолетов и с военных кораблей. Все было напрасно. Никаких подлодок не нашли.
Итогом этой охоты стали нота протеста правительства Улофа Пальме, направленная в Москву, и многолетнее ухудшение двусторонних отношений. Инициатором дипломатической атаки на Советский Союз выступил член парламентской комиссии по расследованию деятельности неизвестных подводных объектов на территории Швеции Карл Бильдт (тот самый, что ныне возглавляет МИД). Сразу после инцидента в октябре 1982 года он отправился в Вашингтон, откуда привез «неопровержимые» доказательства того, что именно советская субмарина прокралась на базу ВМС Швеции.
Подводные скандалы периодически вспыхивали и в последующие годы. В 1993 году все тот же Бильдт, ставший к тому времени главой правительства, обратился к президенту России с требованием снять завесу секретности с противозаконных действий советских, а потом и российских подлодок в шведских водах и признать факты нарушений границы. Главным доказательством факта враждебной деятельности подлодок, которое Карл Бильдт предъявил российскому президенту, была четырехминутная запись звуков вращающихся пропеллеров советской субмарины, проникшей 12 октября 1982 года в стокгольмские шхеры.
Россия ответила, что незаконных вторжений не было, а предъявленные записи не соответствуют «почерку» отечественных подлодок.
Эта давняя история до сих пор по инерции отравляла отношения между двумя странами. Один из самых сильных аргументов противников прокладки газопровода «Северный поток» в шведской морской экономической зоне звучал следующим образом: труба усилит российскую подводную активность военного характера у берегов Скандинавии. Мирный газопровод критики его строительства связывали в сознании общественности со зловещими советскими и российскими подлодками.
В последние годы в Швеции появились сомнения по поводу российской принадлежности загадочных звуков четвертьвековой давности. Одни эксперты утверждали, что военные перепутали субмарины с резвящимися норками или рыбами, другие считали, что Швецию навещали подлодки НАТО, проверявшие на прочность оборону нейтральной страны.
И вот миф о «руке Москвы», якобы дотянувшейся до шведских шхер, лопнул. Эксперты FOI, пользуясь самыми современными методами анализа, окончательно установили виновника многолетней истерии: подводные датчики записали 12 октября 1982 года звуки пропеллеров 19-метровой шведской парусно-моторной шхуны «Амалия». По сути дела, шведы испугались собственной тени. «Амалия» была зафрахтована газетой «Дагенс нюхетер», чтобы журналисты с ее борта могли наблюдать за операцией по ловле неизвестных субмарин возле базы ВМС. Охота началась после того, как кто-то из местных жителей сообщил, что якобы видел появившуюся из-под воды рубку субмарины.
Как сообщает FOI, установить источник подводных звуков помогла случайность. Четырехминутная запись была рассекречена полгода назад, и ее удалось прослушать шкиперу «Амалии» Ульфу Бушу. «Да это моя шхуна!» – воскликнул шкипер и поделился своей информацией с военными. Было назначено новое расследование, итоги которого теперь обнародованы. Ошибиться невозможно. Винты «Амалии», которая, к счастью, все еще на плаву, имеют отчетливый дефект, повлиявший на характер записанных сонарами звуков, а деревянный корпус шхуны смягчает шумы, которые воспринимаются так, будто это субмарина, крадущаяся на электромоторах. Вахтенный журнал подтвердил, что «Амалия» находилась в момент записи в районе поисков.
Казалось бы, все просто. Но критики столь позднего разоблачения недоумевают: почему военные утверждали, что проанализировали звуки винтов всех плавсредств, находившихся возле военной базы 12 октября 1982 года? Как можно было упустить шхуну и не взять на пробу ее «почерк»?
Частичное объяснение дает процитированная выше передовица «Дагенс нюхетер». Правда о «подлодках» была известна с самого начала, но обнародовать ее было невыгодно. Военные получали огромные средства «под русскую угрозу», а политики, связанные с ВПК, им подыгрывали. Теперь ситуация изменилась: вооруженные силы сокращаются, и «Амалия» превратилась в ударный корабль правительства, желающего «потопить» противников процесса разоружения.
Комментарии