Абхазия: замороженный конфликт, который быстро оттаивает
На модерации
Отложенный
Молодой солдат показал пальцем в сторону гор, покрытых снегом, и густого леса – туда, где он сбил грузинский разведывательный самолет.
"Они прилетают практически каждый день, но этот пересекал нашу долину, так что мы его сбили", – заявил Алиас Тсардия, кивнув в сторону артиллерийского орудия. Затем он выпустил несколько оглушительных залпов в сторону Грузии.
Это Кодорское ущелье – напряженная передовая линия между Грузией и самопровозглашенной Абхазией, которая становится очагом противостояния России и Запада. Этот малоизвестный уголок Кавказа является первой проверкой для Дмитрия Медведева в качестве президента России.
22-летний Тсардия – представитель второго поколения своей семьи, который с оружием в руках борется за независимость Абхазии от Грузии. Его отец, Заур, погиб в 1993 году на войне, разразившейся после развала Советского Союза.
По меньше мере 200 тысяч грузин, более половины населения, были изгнаны из своих домов и не вернулись до сих пор. Абхазия остается непризнанным государством на протяжении 15 лет.
Беспилотный летательный аппарат, который, как утверждает Тсардия, он сбил, стал первым из семи, уничтоженных Абхазией за последний месяц, что является свидетельством планов Грузии совершить неминуемое вторжение. Грузия опровергает подобные намерения и утверждает, что потеряла только один "беспилотник", сбитый российским истребителем при нарушении воздушного пространства Грузии, чтобы было заснято.
Россия отвергла обвинения, но отправила сотни военнослужащих для пополнения миротворческого контингента численностью 2 тысячи 500 человек, который она поддерживает в Абхазии. Это заставило президента Грузии Михаила Саакашвили обвинить Москву в том, что она замышляет "аннексию" территорий.
Россия и Грузия признали, что они близки к войне, и это прозвучало сигналом тревоги для Соединенных Штатов и Евросоюза. Как США, так и ЕС выступают за территориальную целостность Грузии. Президент Буш позвонил Медведеву в понедельник и сообщил о своих опасениях по поводу Абхазии.
Притом что Грузия стремится к членству в НАТО, а президент Абхазии Сергей Багапш призывает Россию открыть военную базу, дабы предоставить гарантии безопасности, этот "замороженный конфликт" быстро оттаивает, перерастая в международный кризис.
Столица, Сухуми, представляет собой пришедший в упадок черноморский курорт, на прогулочную улицу которого, некогда элегантную, выходят дома, разрушенные во время войны. Такая картина типична для всей Абхазии, 180 тысяч жителей которой живут в окружении чарующих субтропических видов и разрушенных домов бывших грузинских соседей.
Министр иностранных дел Сергей Шамба утверждает, что Абхазия на протяжении века подвергалась попытке ассимиляции со стороны Грузии. На официальном уровне она не против обсуждения возвращения беженцев, но рядовые жители Абхазии, похоже, настроены враждебно.
Саакашвили предложил Абхазии широкую автономию, если она объединится с Грузией. Со своей стороны, Багапш (кстати, его жена – грузинка), заявил The Times, что возвращение под власть Тбилиси "исключено".
Абхазия хотела независимости и была воодушевлена международным признанием Косово. "Если вы рассмотрите исторические и правовые аспекты, то увидите, что Абхазия заслуживает независимости в большей степени, чем Косово, – сказал Багапш. – Если вы позволите мне провести сравнение, Вторая мировая война началась с провокаций. Я абсолютно уверен, что, если конфликт начнется здесь, он охватит весь Кавказ". Как ни парадоксально, он выступил в поддержку вступления Грузии в НАТО, утверждая, что это сблизит Абхазию с Россией. Большинство абхазцев получили российское гражданство, и одним из последних указов на посту президента Владимир Путин санкционировал налаживание более тесных экономических связей.
"У США и НАТО имеются важные интересы в Грузии, и все же люди удивлены, что Россия хочет сохранить свои региональные интересы на территории Абхазии", – отметил Багапш. Любая попытка со стороны Грузии втянуть НАТО в конфликт привела бы к войне, полагает он. "Даже с силами НАТО будет невозможно заставить нас вернуться в Грузию. Они могут нас разрушить, мы это понимаем. Если бы они могли разрушить Югославию, было бы гораздо проще иметь с нами дело, но для этого надо полностью истребить народ. Народ должен также помнить, что мы соседи России и у нас очень хорошие отношения".
Абхазия в значительной мере полагается на приток российских туристов с целью получения прибыли, но их нынешнее количество – лишь жалкое воспоминание о миллионах отдыхающих, которые приезжали сюда в отпуск в советские времена.
Корреспондент The Times видел колонну российских топливных танкеров, направлявшихся в Сухими со стороны границы на реке Псоу. На абхазской базе рядом с Кодорским ущельем войска приняли два грузовика, груженные снарядами.
45-летний Алек Магомедов ведет патрульные войска по ближайшим холмам в поисках грузинских солдат. Ветеран войны 1993 года замечает: "Когда весной тает снег, мы углубляемся в горы, и они тоже. Мы смотрим на них, а они смотрят на нас. Я не жду войны, но мы к ней готовы".
Комментарии