Пять мифов о модельном бизнесе
На модерации
Отложенный
Красавица Серебряного века Вера Холодная не прошла бы кастинг в профессиональное модельное агентство. Не у дел оказались бы и Клеопатра с Афродитой. Между тем сотни школ моделей предлагают за пару месяцев превратить любую Золушку в принцессу, причем независимо от параметров и внешних данных.
По разным данным в России существует более трех тысяч модельных агентств, в которых работают больше ста тысяч моделей. Только в Москве число модельных агентств давно перевалило за сотню. Однако, по мнению заказчиков, которые и обеспечивают тех самых моделей работой, профессиональных агентств среди них не наберется и десятка, а наиболее придирчивые говорят лишь о трех-четырех. Вот и получается, что по‑настоящему востребованными на российском модельном рынке оказываются всего несколько десятков девушек. Между тем почти в каждом агентстве работают школы моделей, которые штампуют красоток за пару месяцев. Производство моделей — весьма прибыльный бизнес. Обучение в школах стоит от 500–700 $ ежемесячно плюс расходы на изготовление визитной карточки девушки — портфолио, состоящего из набора профессиональных фотографий (500–1500 $), косметику и т. п. И это как минимум.
Хотя цены разные, предметы в таких школах примерно одинаковые: сценический шаг, хореография, основы актерского мастерства, практические занятия с визажистом, стилистом, парикмахером, которые должны научить девушку подчеркивать достоинства и создавать новые образы. Чтобы научить позировать, проводят обязательные фототренинги. Отдельными курсами могут быть представлены обзоры по истории искусства и костюма, знания о правильном питании, а также психологический тренинг. После обучения новоиспеченной модели выдают диплом, который в большинстве случаев можно лишь повесить на стену — это просто бумажка.
По отзывам профессионалов, в Москве не более пяти модельных школ с хорошей репутацией. Самые известные из них — Школа Анатолия Кулакова в Русской академии моделей и Школа Вячеслава Зайцева. Их дипломы котируются в модельных агентствах. Но даже из выпускниц престижных школ моделями становятся единицы. Они просто не востребованы на российском рынке, а пробиться на Запад удается не многим.
Поэтому, прежде чем погружаться в пучины модельного бизнеса, стоит расстаться с некоторыми мифами.
Пять мифов о модельном бизнесе:
Миф 1. Моделью может стать любая девушка, даже если ее рост меньше 170 см, а фигура далека от заветных стандартов 90x60x90. Если вы всерьез задумали стать моделью, проведите мини-тест. Ваш возраст от 14 (и моложе), но не старше 19 лет. Рост — от 175 до 180 см, девушки выше и ниже считаются «браком». Любопытно, что на Западе минимальный рост для моделей — 178 см. Симпатичное лицо — да, классическая правильность черт — необязательно. Многие модельеры гоняются за «неправильными» лицами, в которых есть изюминка. Непременное условие — идеальная фигура. Если 90х60х90 — замечательно. Хотя профессионалы считают, что 90 см для бедер многовато, но говорят: основа есть, а лишнее подсушим. Безупречное состояние кожи и волос (предпочтительнее натуральный цвет) — обязательно. Умение двигаться, хорошие манеры — нелишние. Ваш плюс, если вы знаете иностранный язык, в идеале два — английский и французский. И это еще не все. Главное — умение и желание учиться. Люди, которые работают с профессиональными моделями, рассказывают тысячи историй, когда девушки шутя выигрывают престижные модельные конкурсы, а потом пропадают в небытие.
Миф 2. Манекенщицы очень много зарабатывают. На баснословные заработки могут рассчитывать единицы. И то, если повезет и девушка попадет в разряд топовых моделей. Обычно профессиональному агентству по силам обеспечить постоянной работой 50–70 моделей, хотя в каталоге их раза в три больше. Многие девушки работают от случая к случаю.
Заработки моделей в агентствах не любят обсуждать, но, по рассказам заказчиков, расценки на услуги моделей составляют в среднем от 30 до 100 $ за шоу, из них определенный процент идет агентству. Это раз в 10 меньше европейского минимума. Поэтому для российских моделей основная статья заработка — видео- и фотосъемка, реклама.
Если повезет, конечно.
Не случайно четыре года назад основатель отечественного модельного бизнеса — агентство Red Stars ушло с российского рынка и работает теперь только на Западе. Как заявил тогда Виталий Лейба, президент Red Stars, зарплаты моделей не хватало даже для оплаты электричества в офисе агентства.
Потенциальных моделей менеджеры по новым лицам находят буквально на улице. В таких случаях все затраты по огранке найденного бриллианта агентство берет на себя. Начав работать, девушка возмещает расходы, обычно они оговариваются в контракте.
Самая красивая история превращения Золушки в принцессу — история Натальи Водяновой. Она одна из немногих достигла вершины модельного олимпа. Простая девушка из Нижнего Новгорода, которая, еще вчера торговала на рынке бананами и картошкой, помогая матери, покорила Париж, Нью-Йорк и Милан. Во время Недели прет-а-порте в Нью-Йорке девятнадцать модельеров отобрали ее для своих дефиле. О ее романе с британским баронетом Джастином Портманом писали все газеты, а шикарная свадьба стала достойным завершением истории о Золушке. Свадебное платье для Водяновой шил сам Том Форд. Русская баронесса родила сына и уже через месяц триумфально вернулась на подиум. Сегодня она может похвастаться огромными гонорарами и контрактом на пять миллионов долларов с косметическим концерном L’Oreal.
Миф 3. Красивой девушке быть умной необязательно. Зная превратности российского модельного бизнеса, многие девушки сегодня имеют по два-три высших образования. Век у модели короткий, на пенсию можно выйти и в 25. Хотя руководители агентств говорят, что многим удается прекрасно работать и в 30 лет. Девушки выходят на подиум после рождения одного или двух детей, но это скорее счастливые исключения.
Миф 4. Русские красавицы ценятся во всем мире. Миф придумали журналисты в начале 90‑х. Россия тогда только начала открываться миру, и бум популярности русских моделей был связан именно с этим. Девушки из России впервые получили возможность выезжать на работу за границу и весьма удачно вписались в стандарты европейской внешности. С тех пор сами стандарты мало изменились: при одинаковых внешних данных блондинки по‑прежнему более популярны в модельном бизнесе, чем брюнетки. По словам Анны Азаровой, которая восемь лет работала в модельных агентствах Парижа, много снималась в рекламе, а потом и в фильмах «Бедная Настя», «Маша Березина», в Москве у нее гораздо меньше работы, чем в Европе: «Яркие брюнетки в России не нужны».
Весь мир традиционно гоняется за интересными лицами, у нас, наоборот, больше любят классику, чтобы модель была как картинка. В России ценят лицо, на котором можно «рисовать», каждый раз создавая новый образ.
Зачастую начинающим моделям предлагают серьезно «поработать» над своей внешностью: не просто постричься, а вывести веснушки, уменьшить или увеличить губы. Кстати, карьера модели Ольги Пантюшенковой на Западе пошла вверх после того, когда она по совету агента постриглась налысо. Не все готовы идти на такие жертвы.
Миф 5. Работать моделью легко. «Не многие девушки выдерживают ритм жизни манекенщицы: нужно рано вставать, постоянно быть в форме. Иногда одна съемка заканчивается в три часа ночи, а следующая начинается рано утром.
Многие считают, что если они заключили контракт с агентством в Париже, значит, сейчас на них сами собой свалятся деньги, контракты и прочие атрибуты красивой жизни, и забывают, что нужно много и упорно работать», — признается модель Людмила Исаева.
Работать нужно в первую очередь над собой. История Людмилы Садовской, которая сразу после победы на одном из конкурсов Elite заключила контракт на 150 тысяч долларов, но не смогла его отработать, потому что сильно поправилась, — настоящая страшилка для девушек. «Для того чтобы стать успешной моделью, нужно соблюдать несколько правил: всегда улыбаться, никогда не жаловаться, не болтать по телефону, не говорить, что устала, быть со всеми вежливой и не толстеть», — так описывает правила поведения начинающей модели одна из первых русских звезд Татьяна Завьялова.
Комментарии