Картели захватывают все ресурсы планеты
На модерации
Отложенный
"Экспортеры всех стран, объединяйтесь!" – этот лозунг становится популярным в различных областях мировой экономики. Начало современной картелизации экспортеров стратегических товаров положили в свое время нефтяные державы, создав ОПЕК. На протяжении последней четверти прошлого века эта организация весьма эффективно отстаивала интересы экспортеров нефти, устанавливая "справедливые" цены на нее (например, в 1973 г. повысила их в четыре раза, вызывав мировой нефтяной кризис). В последнее время у ОПЕК все хуже получается регулировать цены на рынке черного золота, однако именно сейчас идея объединения экспортеров овладела массами. Газ, зерно и рис – вот ближайшие "кандидатуры" на картельное регулирование.
Уже несколько лет в картель пытаются объединиться экспортеры газа. Собственно, некое подобие ОПЕК – Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) – они создали еще в 2001 году. В него входят 15 стран, на долю которых приходится 72% мировых газовых запасов и более 40% добычи природного газа. Однако до сих пор у ФСЭГ нет ни устава, ни формальных обязательств стран-участников. Это не более чем форум – место, где обмениваются мнениями, но не принимают никаких судьбоносных и обязательных решений. О выработке ценовой политики там речи не идет. Пока. Но надо отметить, что в последнее время Иран стал активно агитировать за развитие этой организации с целью преобразования в ее в "газовую ОПЕК". Россия поначалу отнеслась к этой идее с энтузиазмом, однако теперь спускает ее на тормозах. Так, намеченное на июнь очередное заседание ФСЭГ в Москве по просьбе российской стороны отложено на неопределенный срок, ориентировочно, до октября - ноября. А ведь именно на этом заседании предполагается утвердить устав организации. Состоявшаяся в конце апреля встреча представителей стран-членов ФСЭГ в Тегеране прошла безрезультатно – туда приехали даже не министры, а отраслевые эксперты. Президент Российского газового общества (РГО) и вице-спикер Госдумы Валерий Язев сообщил, что сейчас существуют два варианта устава: иранский – "более жесткий" и российский – "более деликатный". "В иранском варианте по аналогии с ОПЕК расписаны принципы функционирования и существования этой организации, в российском – с учетом сегодняшних реалий предусматриваются вопросы согласования цен на газ и маршруты транспортировки газа", – отметил Язев.
Как полагают эксперты, Москва, несмотря на определенный интерес к созданию газового картеля, тянет время, не желая брать на себя чрезмерные обязательства в рамках новой организации. Ведь, по большому счету, Россия, экспортирующая газ по трубам на основании долгосрочных контрактов, не испытывает необходимости в "картельном сговоре" с другими экспортерами. Как показывает практика, она и в одиночку весьма эффективно "влияет" на цены. Картель ей нужен, скорее, как весомый аргумент для переговоров со своими потребителями. Однако в этом деле главное – не переборщить. Россия не хочет излишне дразнить Запад, для которого любые разговоры о новой ОПЕК – будь то газовой или еще какой – действуют, как красный цвет на быка.
Особенно резко реагируют США. Так, замглавы комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса Илеан Роз-Летинен заявил недавно: "Создание газового картеля будет рассматриваться как прямая угроза США, а сама "газовая ОПЕК" – не что иное, как глобальная организация по вымогательству и рэкету". В США и Евросоюзе уже раздаются призывы противопоставить "газовой ОПЕК" "энергетическую НАТО". Поэтому газовый картель в ближайшее время вряд ли состоится.
В последнее время стратегическим и все более дорогим товаром становится продовольствие. В этой связи страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции тоже задумываются о картелях. Здесь инициативу первой проявила Россия: глава Минсельхоза Алексей Гордеев предложил создать "зерновую ОПЕК". "Для координации производства и торговли зерном надо иметь единый международный орган", – заявил он во время встречи с министром аграрной политики Украины Юрием Мельником. И особенно актуально это для России, Украины и Казахстана, которые, по словам Гордеева, что на сегодняшний день совместно могут выступать "одним из крупнейших игроков на мировом рынке зерна".
"Зерновая ОПЕК", особенно в таком региональном формате, имеет больше шансов на успех, чем газовый картель. Во-первых, зерно – биржевой товар, не нуждающийся для экспорта в трубопроводах и долгосрочных контрактах; его можно экспортировать куда угодно, заключая при этом спотовые сделки. Во-вторых, в условиях усиливающегося мирового продовольственного кризиса зерно пользуется повышенным спросом, а значит, экспортеры могут себе позволить "побаловаться" с ценами. В этих условиях картель необходим, чтобы немножко сдерживать их пыл, обеспечивая стабильность и предсказуемость ситуации на рынке.
Вслед за зерновыми державами о картелизации заговорили и производители риса. Таиланд заявил, что намерен создать организацию под названием "Совет сотрудничества по торговле рисом" и в ближайшие месяцы провести ее первый саммит. В "рисовую ОПЕК" предположительно войдут пять стран АСЕАН, экспортирующих рис. Правда, их партнеры по АСЕАН – другие пять стран, которые, наоборот, импортируют рис – не в восторге от этой затеи. Однако таиландское руководство заявляет, что "рисовая ОПЕК" вовсе не собирается искусственно завышать цены на этот продукт. Ведь рис и так подорожал с начала года в три раза! Вполне вероятно, что картель будет стремиться обуздать рост цен, определяя и поддерживая "справедливую" цену на товар. Так что для импортеров это будет, скорее, благо.
Остается только гадать, кто следующий захочет создать свою "ОПЕК". В свете продовольственного кризиса, скорее всего, это будут производители каких-либо съедобных товаров, например мяса. Высказываются предположения, что картелизироваться могут экспортеры кофе, чая или даже бананов. Не исключено также, что картель создадут поставщики биотоплива, создав, таким образом, конкуренцию "зерновой ОПЕК" в борьбе за злаковые ресурсы.
Комментарии