Парад 9 мая стал рекламной акцией российского ВПК
На модерации
Отложенный
Военный парад на Красной площади, проведенный после 18-летнего перерыва, в России вызвал всплеск патриотизма, а за рубежом тут же заговорили об опасности возрождения военной мощи СССР. Однако иные обозреватели отметили, что "Тополя", "Искандеры" и "Фавориты", проехавшиеся по столице, олицетворяли не столько мощь, сколько амбиции Вооруженных сил РФ. Ведь наиболее передовые образцы вооружений до сих пор не по карману нашей армии – они идут большей частью на экспорт, вооружая, в том числе, и потенциальных противников. Кроме того, раздались упреки в необоснованности затрат на парад: по некоторым данным, они превысили годовой лимит средств, выделенных на боевую подготовку войск.
Военная мощь России определяется не только наличием стратегического ядерного потенциала и разработок новейших вооружений, но и боеспособностью ее Вооруженных сил в целом, которая, в свою очередь, зависит от величины оборонного бюджета страны. Этот бюджет в 2008 г. составляет около 1 трлн рублей; общие военные расходы при этом оцениваются в 1,4 трлн рублей, или $58 млрд. Много это или мало? Как известно, все познается в сравнении.
К началу XXI века российский оборонный бюджет едва превышал $7 млрд, а в последние годы растет не менее чем на 20% в год. В прошлом году военные расходы составляли $47 миллиардов. Таким образом, по этому показателю Россия вплотную приблизилась к Великобритании ($59 млрд в 2007 г. – второе место в мире), Франции ($53 млрд) и Японии ($51 миллиард). Причем, учитывая, что рост военных расходов в развитых странах по сравнению с нашим – просто ничтожный, можно смело утверждать, что в текущем году мы с ними сравняемся. А вот с Китаем Россия идет "нос в нос": в 2008 г. китайские военные расходы, увеличившись на 17%, составят $57 миллиардов. Правда, по оценкам ЦРУ, военные расходы Поднебесной, как минимум, вдвое больше официально заявленных. Если дело обстоит действительно так, то нам за Китаем не угнаться. И, конечно, бесспорным чемпионом по уровню военных расходов остаются США с их полутриллионным бюджетом Пентагона, к которому ежегодно прибавляется еще почти $200 млрд на ведение войн в Афганистане и Ираке.
Россия не может тягаться с Америкой, но она уже вернулась в число лидеров мировой гонки вооружений. В то же время доля ВВП, направляемая у нас в стране на нужды обороны, в последние годы уменьшалась. На эту тенденцию обратили внимание еще депутаты прошлой Думы: в начале 2007 г. думский комитет по обороне указывал, что доля расходов по статье "Национальная оборона" снизилась с 2,84% ВВП в 2005 г. до 2,63% в 2007 году. Тогда депутаты-генералы даже выступили с законопроектом, который должен был обязать государство тратить на оборону не менее 3,5% ВВП. Однако эта идея не прошла: похоже, восторжествовал "минфиновский" подход к проблеме, согласно которому установлена не нижняя, а верхняя планка военного бюджета. Решено, что в ближайшие годы Россия будет тратить на оборону не более 2,7% ВВП. Правда, в этом году лимит, по всей видимости, будет превышен: с учетом роста даже на 7% ВВП страны составит $1380 млрд, а военный бюджет – $40 млрд, или 2,9% от ВВП. Как будет изменяться эта пропорция в дальнейшем – сказать трудно. Тут многое будет зависеть от геополитической обстановки.
А она не располагает к сокращению военных расходов.
Согласно прошлогодним оценкам ООН, во всем мире на оборону тратится 2,5% валового продукта. То есть, Россия расходует на военные цели чуть больше, чем в среднем по планете. Другое дело, что средние показатели подходят далеко не всем. Крупные державы, особенно те, которые претендуют на региональное или мировое доминирование, вынуждены тратить больше остальных. Так, расходы США на оборону превышают 5% их ВВП, Ирана – 6,5 процента. А уж если сравнить военные расходы в пересчете на единицу площади территории страны или километр границы, наша страна будет совсем не в лидерах.
То, что США продолжают раздувать свой военный бюджет, – это еще полбеды: у "мирового жандарма" слишком много недругов и забот. Гораздо тревожнее тот факт, что активно вооружаются другие игроки мировой арены (тот же Иран), а зачастую и целые регионы. Так, в период с 1990 по 2005 гг. совокупные военные расходы в Восточной и Южной Азии выросли на 77% (с $82 до $145 миллиардов) Этот регион стал самым быстрорастущим рынком оружия, обогнав Ближний Восток, где рост военных затрат составил 23% (с $51 до $63 млрд за тот же период). В 2007 г. военные расходы Восточной и Южной Азии составили $175 млрд, а уже через несколько лет, по оценкам экспертов, возрастут до $200-250 миллиардов. Основную лепту в этот рост вносят Китай и Индия. Те же процессы наблюдаются и на постсоветском пространстве: республики Центральной Азии и Южного Кавказа увеличивают расходы на оборону весьма кардинально, и по соотношению военного бюджета к ВВП существенно превосходят Россию.
В целом, по признанию большинства военных экспертов, российские Вооруженные силы еще далеки от того уровня, который необходим для адекватного ответа на потенциальные внешние угрозы. "Несмотря на то, что Путин ежегодно увеличивал военный бюджет, размеры армии остаются весьма скромными, и демографический спад может сыграть тут отрицательную роль", – полагает эксперт по России, профессор Маршалл Голдман. А издание The Wall Street Journal, хотя и называет посвященную параду 9 мая статью "Россия снова демонстрирует мускулы", но отмечает в ней, что "Россия по-прежнему тратит на вооружения гораздо меньше средств, чем США. Самые крупные заказы на новейшие системы российского оружия поступают от зарубежных покупателей, а не от российских военных". И действительно, по данным военных экспертов, даже за голодные 90-е годы наша армия пополнилась 120 танками Т-90, 7 стратегическими бомбардировщиками Ту-160, 50 военными кораблями, 90 ракетами "Тополь". А с начала нынешнего века, несмотря на возросшие нефтяные доходы и окрепшую экономику, на вооружение поступило всего 60 танков, 1 бомбардировщик Ту-160, 10 кораблей и менее 30 "Тополей". Основную долю вооружений и военной техники нашей армии по-прежнему составляет наследство СССР, морально устаревающее и физически износившееся. Зато по объему экспорта вооружений и военной техники Россия вышла на второе место в мире после США, причем отстает от них не столь значительно, как по объему военных расходов ($8,1 млрд против $10,3 млрд по данным за 2006 год). Таким образом, парад 9 мая был демонстрацией мощи российского ВПК, но не армии.
Комментарии