Как реформируют экономику РФ
На модерации
Отложенный
Формирование новой структуры власти в самом разгаре, но уже можно с уверенностью сказать, что ближний круг приближенных к Дмитрию Медведеву или Владимиру Путину (а возможно, к ним обоим) сформирован. Пока властная верхушка обновилась некардинально, но этого и не ждали - на "скамейке запасных" у Кремля никого нет. Разумеется, "тонкая настройка" кабинета и аппарата президента, а также прочих ответственных структур продолжится и в будущем, но на сегодняшний день они выглядят вполне стабильно. Возникает вопрос - какие конкретные меры будет предпринимать новое правительство? Прежде всего, речь идет о сфере экономики. Угрозы последних месяцев, о которой власть в пылу выборной страды несколько позабыла, никуда не делись. Это и высокая инфляция, и проблемы на мировом финансовом рынке, и падение доллара, в котором номинированы российские активы за рубежом. А значит, решения надо принимать конкретные, и делать это безотлагательно.
Что делать и с чего начать? Об этом, в частности, рассуждали эксперты, принявшие участие в заседании Экономического клуба компании ФБК. По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, главное, чему должны уделить внимание экономические власти - принятию антиинфляционной программы, обсуждавшейся еще с осени прошлого года, но в пылу предвыборных страстей позабытой. Ее тут же необходимо начать реализовывать, параллельно контролируя осуществление всех намеченных мероприятий.
Кроме того, нам нужно понять, что является причиной совершенно непомерной в сравнении с Европой российской инфляции. Ведь разговоры об ее "импортируемом" характере выглядят все более нелепо: цены на продукты в России растут на порядок быстрее, чем в Европе. Уместнее порассуждать, скорее, об увеличении тарифов естественных монополий. Принятое напоследок правительством Виктора Зубкова решение о росте этих тарифов добавит к инфляции 3-3,5%, а не 0,5%, как утверждают официальные власти, заявляет И.Николаев. Это наложится на снижение реальных располагаемых доходов населения. По его мнению, чтобы исправить ситуацию, необходимо снизить тарифы, наладить гибкое и своевременное регулирование таможенно-тарифной политики и решительно отказаться от всяческих заморозок. Последние уже доказали свою нелепость и неэффективность, уверен эксперт.
Как заявил бывший замглавы Минэкономразвития, а ныне управляющий директор УК "Тройка-Диалог" Андрей Шаронов, было бы заблуждением считать, что новое правительство может начать работу "с чистого листа". Для того, чтобы найти ответ на извечный российский вопрос "что делать", необходимо сначала проанализировать ошибки прежнего кабинета. Впрочем, самому А.Шаронову, имеющему богатый опыт работы во власти, есть, в чем "покаяться". К нереализованным (к глубокому его сожалению) инициативам он отнес формирование рыночных институтов и институтов гражданского общества, о которых в свое время говорилось много, но фактически ничего не сделано. Кроме того, далеки от реализации наши социальные "болевые точки" - реформа образования, здравоохранения, пенсионное обеспечение, ЖКХ.
Впрочем, многие инициативы, выдвигавшиеся Минэкономразвития в начале 2000-х годов, успешно "перекочевали" в новые программные выступления Д.Медведева и В.Путина. А.Шаронов охарактеризовал их как вполне либеральные. Но не следует забывать, что большинство экономических проблем имеют политические "корни", и решать их в контексте отвлеченной экономики было бы неумно. Экс-чиновник предложил свои "первые три шага", о которых должно задуматься правительство. Первый - реформа судебной и правоохранительной системы. Это особенно важно с точки зрения защиты экономических свобод. Ведь сегодня для того, чтобы стать успешным бизнесменом, не нужно изобретать что-то новое, дабы обогнать конкурента. Достаточно иметь доступ к власти, и весь арсенал для его истребления - к твоим услугам. А он богат: это и рейдерские захваты, и налоговые претензии, и многочисленные проверки... Неудивительно, что мы так и не можем перейти на инновационные рельсы - какие уж тут инновации...
Второй шаг - реформа государственного управления и определение оптимального баланса вмешательства государства в экономику. По словам А.Шаронова, последствий того, что уже свершилось - усиления государства, - мы пока не ощущаем, поскольку идет огромный поток нефтяных сверхдоходов. Однако они не могут быть положительными. И со временем мы ощутим это на себе.
И, наконец, третий шаг - откладываемые прежде в долгий ящик социальные преобразования. Все действия, которые возможно предпринять в этой сфере, достаточно инерционны, и понадобятся десятки лет, чтобы ощутить результат.
По мнению зампреда госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Сергея Васильева, шансы на то, чтобы в нынешней конфигурации правительства возможны принципиальные экономические реформы, крайне невелики. Прежде всего, он предостерег власть от снижения НДС или замены его на налог с продаж. Такая тема давно обсуждается в различных инстанциях. По мнению эксперта, это лишь снизит поступления в бюджет, но не выведет доходы из тени, поскольку есть еще и ЕСН, который является куда более серьезной нагрузкой на предпринимателей. "Это путь к бюджетной катастрофе", - полагает он. Напротив, бюджет надо пополнять по максимуму, а его излишки направлять на реформирование пенсионной системы и переход ее в частные руки. Иначе через несколько десятков лет мы столкнемся с настоящей катастрофой, когда работающих едва ли не столько же, сколько пенсионеров. И как тогда выживать последним? Говоря о мегапроектах, С.Васильев разделил их на совсем "маниловщину" и сомнительные с точки зрения экономической целесообразности. К первым он отнес идеи вроде тоннеля под Беринговым проливом, ко вторым - построение в Сибири предприятий на сотни тысяч рабочих мест. "Для этих рабочих необходима инфраструктура, да и кто будет там работать?" - задается он вопросом. Ведь демографическая ситуация у нас пока только ухудшается.
Немало нелестных слов было сказано и о несовершенстве антимонопольного законодательства. Чтобы уйти от монополизма, государство должно вовсе оставить ключевые отрасли или минимизировать участие в них, считает декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов. Далее, по его мнению, необходимо расчленить госкорпорации - они уже доказали свою неэффективность. Кроме того, необходимо снять все ограничения на участие иностранного капитала в российской экономике.
Более радикальными предложениями порадовал собравшихся руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его мнению, фраза "анархия - мать порядка" воспринимается нашими гражданами, насмотревшимися фильмов про батьку Махно, в корне неверно. На самом деле, анархия - оптимальная для здорового общества система мироустройства, заключающаяся в том, что государство максимально устраняется от влияния на бизнес. Тогда бизнес и общество начинают естественным образом взаимодействовать, формируя здоровую рыночную среду. В первую очередь, он прошелся по тем же госкорпорациям, которые участники дискуссии активно невзлюбили. По мнению эксперта, президенту следовало бы ограничить срок их работы двумя годами - далее следует их приватизация. "В бизнесе не должно быть лакун ни для своих, ни для иностранцев - он в неволе не размножается", - рассуждает Е.Гонтмахер. Следует отменить все проверки, а регистрацию своего дела упростить до подачи одной "бумаги" в официальные инстанции в уведомительном порядке. "И не надо пугать нас пирожками с кошатиной - и не то переживали, и этот этап переживем. - Тем более, и сейчас они есть", - говорит эксперт. Освободившиеся деньги следует направить на удешевление аренды для малого бизнеса и льготное его кредитование. "Чем меньше государства, тем меньше звонков", - утверждает он. И это, по его мнению, справедливо для всех сфер.
Однако призывам к анархии его оппоненты все же не вняли. "Надо смириться с тем, что мы строим или уже построили госкапитализм, и эта форма наиболее приемлема для России, мы сами ее выбрали", - считает директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. А, по мнению А.Шаронова, правительство являет собой срез социума, лишь несколько утрированный властью. Поэтому не стоит перекладывать "с больного правительства на здоровый народ". Народ отнюдь не здоров, и попытка дать ему "самоурегулировать" отношения бизнес-общество может быть чревата самыми ужасными злоупотреблениями.
Но самое главное, что призывы высших лиц государства к либерализации во всех сферах экономики идут вразрез со всем тем, что мы наблюдаем на практике последние восемь лет. Взять, например, малый бизнес. Буквально сегодня Д.Медведев заявил, что намерен подписать указ о снижении числа проверок. Но эта и другие подобные инициативы фактически бессмысленны при общем давлении со стороны государства. "Это все равно, что пытаться лечить рыбу, плавающую в грязной воде", - метко охарактеризовал ситуацию А.Шаронов. Полумеры в данной ситуации бессмысленны, главное - наличие политической воли. А ее, судя по всему, пока нет.
Комментарии
Анархии, которую помянул Е.Гонтмахер, и сегодня хватает. В будущем, нынешние времена российские предприниматели будут вспоминать с тоской, когда будет введена государственная автоматическая система полного учета обращения наличных средств. Их больше никто не будет контролировать.