Психология одного коллайдера
Хиггсовский бозон, кварк-глюонная плазма, преонные модели... Это все о нем - о Большом адронном коллайдере. Если верить сто десятому обещанию физиков, знаменитый прибор вот-вот снова запустят. Бозоны и глюоны толком понятны лишь посвященным - все это из области физики. Взгляд простых смертных на коллайдер описывает совсем другая область знаний - социальная психология
Мир готовится к запуску Большого адронного коллайдера, перенесенному на ноябрь. Одни ждут от него конца света, другие - раскрытия тайны сотворения мира.
«Это просто коллайдер какой-то!» - удивляется друг своей трубке, в которую влезла особенно большая порция табака. Ожидание «эксперимента века», интерес к которому подогревают новостные агентства, сделало коллайдер популярной темой кухонных разговоров. Да и как тут остаться равнодушным, если ученейшие из мужей совершают загадочные ритуалы и со странной настойчивостью заверяют нас, что к концу света их действия не приведут - не нужно поддаваться панике. Знаете народное поверье о том, что наше подсознание не воспринимает частицу «не»?
Журналисты уцепились за спасительную концепцию конца света, чтобы не морочить людям голову заумными теориями, понятными только горстке ученых. И ведь мы действительно готовы принять мысль о том, что «физики контролируют конец света»! Нас успокаивают: если в результате эксперимента и возникнут черные дыры, то совсем малюсенькие. Это заверение тоже создает ощущение мифического всемогущества ученых: черные дыры в распоряжении науки, скоро их будут изготавливать промышленным способом. В других новостях пишут, впрочем, что уже изготавливают.
Какое все же у нас двойственное отношение к ученым: платят им копейки, девушки на шею тоже вроде не кидаются, и в то же время именно от них ждут проникновения в тайну сотворения мира или конца света! Одни верят в мистику и эзотерику, другие - так же истово - в науку. И между ними больше общего, чем кажется. Эзотерика в последнее время приобрела наукообразный вид - там правят бал пришельцы, торсионные поля и прочие космические энергии. Современные гуру в большинстве своем «академики», а ауру определяет компьютерная диагностика. По другую же сторону баррикады жрецы науки успокаивают паству, взбудораженную слухами о конце света, и, судя по их уверенности, эту тайну, как и все прочие, они уже постигли.
В конце ХХ века немало шуму наделала книга Джона Хоргана «Конец науки» - в ней были приведены беседы с самыми именитыми учеными, утверждавшими, что сюрпризов больше не будет, все главное уже известно, осталось уточнить детали.
«Очевидной целью науки, философии, религии и всех других форм знания является трансформация великого "Хм?" мистического удивления в еще более великое "Ага!" понимания. Но что будет после того, как человек придет к Ответу? Есть нечто ужасное в мысли о том, что наша способность удивляться может исчезнуть раз и навсегда и причиной этого будет наше знание», - писал Хорган. Ссылаясь на мнения отдельных ученых, он доказывал, что, мол, «мы как исследователи большого континента, которые в основном достигли его границ и отметили на карте главные горные цепи и реки. Неисследованным осталось еще множество деталей между ними, но бесконечных горизонтов уже не существует».
Они действительно так думали! Хотя большинству ученых прекрасно известна аналогичная ситуация конца XIX века, когда иллюзия того, что все основные законы уже сформулированы, сменилась ошеломляющими открытиями Эйнштейна, положившими начало перевороту в науке... Видимо, конец века располагает к подобным заблуждениям. Приходит на ум и другая параллель - с «Концом истории» Фрэнсиса Фукуямы, написанным примерно в то же время, что и книга Хоргана. И ведь был момент, когда все уже почти поверили в этот конец...
Вот главное сходство между верующими в науку и эзотерику: и те и другие уверены, что знают, как устроен мир. Мы верим, что научные формулы и факты - сама «объективная реальность», принимаем сложившуюся научную картину мира за окончательную истину. А между тем очередная научная революция уже происходит! На фестивале науки, проходившем в октябре в МГУ, больше всего меня поразило, что сразу трое крупных ученых, не сговариваясь, произнесли: «В нашей науке сейчас происходит революция».
Взять хоть астрофизиков, выяснивших, что наша Вселенная почти полностью состоит из темной материи и темной энергии. «Темная» в этих словосочетаниях значит очень простую вещь: неизвестная, не регистрируемая имеющимися у нас сегодня приборами. Так что «темные» тут, скорее, мы сами.
Комментарии
Вот так же и с коллайдером. Учёные узнали, что примерно 13,7 миллиардов лет назад что-то страшно грохнуло. Узнали они это по остаточным признакам – расширение Вселенной, реликтовое излучение, снимки далёкого космоса и т.д. Создали теоретическую базу. А теперь ставят эксперименты.
И как и с ядерными экспериментами ядерных взрывов не случилось, так и с коллайдером ничего ужасного не произойдёт. Это уж точно.
Хотя один несчастный случай в Лос-Аламосе был описан в книжке Роберта Юнга “Ярче тысячи солнц” (у нас она издавалась в 61-ом, кажется, году; не знаю, были ли ещё переиздания). Там один физик по фамилии Слотин исследовал на установке критическую массу. Установка представляла из себя небольшой стенд на котором на тележках по направляющим сближались две полусферы из обогащённого урана. Слотин регистрировал по потоку нейтронов изменение числа ядерных реакций. В какой-то момент он отвлёкся, а межу тележками – чтоб они не сходились – поставил отвертку. Когда он через какое-то время обернулся, то увидел, что отвёртка упала, полусферы сошлись и реакция уже идёт полным ходом – полусферы раскалились и уже пошло свечение.
Слотин руками разорвал полусферы, раскидал их в стороны, а работавшим в помещении сотрудникам велел оставаться на местах – это нужно было, чтобы потом оценить полученные ими дозы.
Когда их повезли в больницу, он спокойно сказал, что, мол, вы, ребята, может, ещё выкарабкаетесь, а вот мне – конец.
Той же ночью он и умер.
У нас тоже всякое бывало. Не без того-с. Только всё было шито-крыто. Думаю, если бы у нас строили коллайдер, то никто об этом бы и не узнал и ничего бы не обсуждали. Как, например, пресловутая "Кыштымская катастрофа".
ВПЕРВЫЕ В ПРИРОДЕ могут добиться разрушения протонов, которые являются основой всех вещественных образований во Вселенной. Что может произойти после этого – ни в ЦЕРН, ни в других учреждениях физиков НЕТ НИКАКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, – как будто разум их нарушился каким-то инопланетным воздействием!
Вам представляется ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – http://dovgel.com/rusengl.htm того, что разрушение протонов в БАК может взорвать все вещество Планеты! Оно направлено в организации ЦЕРН с просьбой, не повышать мощность протонных столкновений на коллайдере до гласного обсуждения данной проблемы. Но им - хоть кол теши!
Прочитайте ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, 1 стр., и сделайте хотя бы шаг в защиту себя, своих близких и Планеты: просто задавайте физикам вопрос: «Что будет после разрушения протонов в БАК?». И представляйте ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Это поможет им выйти из транса и осознать опасность. Задавайте им этот вопрос, не откладывая. Ибо если процесс в БАК начнется, остановить его может оказаться невозможным. Позже может оказаться – поздно!