Хиллари Клинтон обязана прекратить предвыборную гонку?
На модерации
Отложенный
Она была ведущим кандидатом, которого невозможно догнать. Затем – чрезмерно самоуверенным ведущим кандидатом. Затем вдруг оказалась в хвосте. У нее открылось второе дыхание, а потом она снова отстала, а в течение последних двух месяцев являлась сенатором, который начал новую жизнь в качестве бойца на баррикадах. До минувшего вторника новейшая ипостась политического имиджа хорошо помогала Хиллари Клинтон. В качестве "кандидата, который неспособен капитулировать", она победила на праймериз в Техасе, Огайо и Пенсильвании и заставила поверить в свои претензии на роль серьезного претендента на выдвижение кандидатом от Демократической партии, даже если цифры уже были против нее.
К прошлой неделе она удостоилась аплодисментов из всех сегментов политического спектра за свое упорство – или, как выразился некий профсоюзный лидер, за "настоящую мужскую выдержку". Поэтому госпоже Клинтон будет трудно сделать то, чего она обещала не делать, – сойти с дистанции. Но прекратить гонку она обязана. После того, как она столь масштабно проиграла Бараку Обаме на праймериз в Северной Каролине, а в Индиане обошла его лишь с крохотным перевесом, госпожа Клинтон сможет всерьез продолжить гонку, только если кампанию Обамы постигнет какой-то непредвиденный катастрофический провал. Иначе получится так, что госпожа Клинтон всего лишь тратит деньги (отныне в основном из своего же кармана) на то, чтобы навредить своему же товарищу по Демократической партии.
Обама вырвался вперед в этой исторической гонке в феврале и проявил выдержку своей особой разновидности, сохраняя лидирующее положение. Он заслуживает шанса выступить в качестве серьезного претендента на президентское кресло и после восьми сложных лет [правления Буша] обнаружит, что именно на него возложены надежды значительной доли электората – от левых активистов антивоенного движения до недовольных своей партией республиканцев. Если бы процесс выдвижения протекал в более традиционной форме, Обама, возможно, уже почуял бы окончательную победу. Однако его кампания против сенатора Маккейна – весьма сильного противника – едва начавшись, уже оставляет впечатление слабости.
Ни один из резонов, заставляющих Клинтон продолжать борьбу, не выдерживает критики. До вторника она имела небольшой перевес по общему числу голосов рядовых избирателей. Теперь она его потеряла.
Госпожа Клинтон уверяет, что еще может наверстать упущенное, если будут учтены результаты праймериз в Мичигане и Флориде, но Обама не проводил предвыборной агитации в этих двух штатах, так как оба были исключены из праймериз за нарушение партийного устава. Последний аргумент госпожи Клинтон гласит, что суперделегатам следует поддержать ее кандидатуру, так как в поединке с Маккейном она будет выглядеть для избирателей привлекательнее, чем Обама.
Этот аргумент не учитывает двух крайне важных моментов. Во-первых, многие демократы, во вторник говорившие в ходе соцопроса, что перебегут в лагерь Маккейна, если их кандидата не выдвинут, в конечном итоге поставят интересы партии выше конкретных личностей и в ноябре проголосуют за демократов. Во-вторых, та крупная поддержка, которая была оказана Обаме в Индиане и Северной Каролине, последовала после двух лучших месяцев в кампании госпожи Клинтон и двух худших – для его собственной кампании. Связи Обамы с сеющим смуту преподобным Джеремией Райтом и его собственная критика в адрес жителей Среднего Запада (случай, когда сенатор беспечно назвал их озлобленными) навлекли на него критику, но не окончательную гибель. Между тем госпожа Клинтон показала себя бойцом, но не победителем. Ей требовалось выиграть два последних раунда праймериз в крупных штатах для того, чтобы колеблющиеся суперделегаты осмелились активно ее поддержать. Но, судя по всему, суперделегаты не собираются этого делать.
В прошлом году ожидалось, что госпожа Клинтон не будет выдвинута от своей партии, только если сама вдруг не захочет, и Соединенные Штаты всерьез задумались о перспективе того, что президентом страны впервые станет женщина. Госпожа Клинтон все еще сможет стать первым президентом-женщиной в истории страны – но лишь если выйдет из гонки прямо сейчас, дабы умерить урон, который наносит своей партии и бренду "Клинтон", и вновь станет баллотироваться в 2012 году, когда будет бодрой дамой всего 64 лет от роду.
В нынешнем году, если только кампания Обамы не потерпит внезапное фиаско, США и весь мир будут наблюдать дуэль героя вьетнамской войны и афроамериканца, который по возрасту годится сопернику в сыновья. Обама – не первый кандидат в президенты, обещающий перемены, но он первый, кто олицетворяет их столь наглядно. Его подлинная кампания уже началась.
Комментарии