В ближайшие годы Россия может утратить статус одной из ведущих теннисных держав мира
На модерации
Отложенный
В ближайшие годы Россия может утратить статус одной из ведущих теннисных держав мира. На первый взгляд повода для подобного пессимизма нет. Пока наши спортсмены исправно выигрывают крупные турниры и держатся в лидерах мировой табели о рангах, регулярно зажигаются новые звездочки. Но механизм в любой момент может дать сбой. Главной причиной этого специалисты единодушно называют массовый отъезд юных спортивных дарований за рубеж.
Заразительный пример Анны Курниковой и Марии Шараповой, родившихся в России, но получивших теннисноеобразование за рубежом, ежегодно толкает на отъезд сотни детей. Родители хотят видеть своих чад такими же богатыми и знаменитыми и зачастую выкладывают последние деньги, чтобы оплатить их обучение в зарубежных академиях. Вот только успех приходит далеко не к каждому. На вершину поднимаются единицы; большинство же, потратив немалые суммы, через несколько лет возвращаются на родину ни с чем.
Главный тренер сборных России Владимир Камельзон загибает пальцы: только в последнее время за кордон уехали Александр Александров, Иван Верещаго, Евгений Донской, Павел Чехов... Одни уже добились успехов в своих возрастных группах и считались "вторыми Кафельниковыми", другие были на подходе к сборной. Недавно их примеру последовала вторая ракетка мира в группе игроков не старше 18 лет Екатерина Хромачева. Ее приняли в академию, над которой шефствует лидер мирового тенниса бельгийка Жюстин Энен, назначили стипендию. Нам бы радоваться, но наставнику национальных команд грустно.
"Боюсь, что Катя может повторить судьбу 90% российских детей, которые, уехав за рубеж, безвозвратно потерялись для большого спорта. Слишком уж разный подход к тренировочному процессу у нас и за границей. Если российский тренер старается развить лучшие качества каждого ребенка, то за кордоном ребята и девочки сталкиваются с системой, где всех стригут под одну гребенку. Попадая в такую "мясорубку", юные россияне теряют индивидуальность", - объясняет он.
Основными причинами отъезда юных дарований специалисты называют отставание в развитии теннисной инфраструктуры и несовершенство российского законодательства. Пробелами в нем и пользуются недобросовестные люди. Именно по их вине российские теннисные школы и тренеры, воспитавшие игроков уровня юниорских сборных, не только остаются без лучших учеников, но и не получают никакой компенсации.
"Эти люди называют себя спортивными агентами, но у меня для них есть другое определение - "жучки". Они только на словах заботятся о будущем спортивных дарований. На деле наши мальчики и девочки из-за амбиций своих родителей попадают в добровольную финансовую кабалу. Некоторые на протяжении всей карьеры вынуждены отрабатывать спонсорские деньги", - возмущается Камельзон и выражает опасение за спортивную судьбу еще одной чемпионки Европы - Дарьи Гавриловой. Для того чтобы не упустить и ее, для Даши ищут серьезного спонсора в России.
Бороться с недобросовестными агентами спортшколам очень трудно: бизнес у них поставлен на широкую ногу. Остается ограничиваться только советами родителям.
Главный из них: не торопитесь отдавать свое чадо в чужие руки. Прежде чем заключить контракт с зарубежной академией, хотя бы поинтересуйтесь: кого она уже воспитала?
У спортивного агента Алексея Николаева, работающего в Австрии и представляющего среди прочих Игоря Андреева, Веру Звонареву и Анну Чакветадзе, свой взгляд на проблему.
"Россия действительно каждый год теряет многих подающих надежды юношей и девушек, которые в будущем могли бы составить ее спортивную славу, - подтверждает он. - Но одно дело обнаружить природный потенциал спортсмена, а другое - развить его талант в достойных условиях. Поэтому не стоит делать из спортивных агентов врагов. Мы не меньше руководителей нашей теннисной федерации заинтересованы в успешной карьере игроков и их выступлениях за сборные России".
По словам Николаева, основная причина массового "побега" российских игроков в зарубежные академии и колледжи экономическая. Сегодня подготовка элитного теннисиста в России (прежде всего в Москве) обходится в астрономические деньги - от 50 до 100 тысяч долларов в год. В Европе или США можно тренироваться и за половину этой суммы, получая при этом специальные гранты и стипендии. Что касается побед наших сборных на юниорских первенствах мира и Европы, они, по словам агента, являются подтверждением того, что российский народ очень талантлив.
"Но вот за громкими заявлениями о необходимости развивать детский и юношеский спорт я вижу мало конкретных дел: кортов не хватает, серьезных вложений в юношеский теннис и того меньше. Да и специалистов высокого класса, которые способны развить яркие дарования будущих чемпионов, можно пересчитать по пальцам", - считает наш собеседник.
Он утверждает, что на волне интереса к теннису со стороны бомонда многим российским тренерам сегодня выгоднее становиться спарринг-партнерами богатых любителей. А фанатиков вроде Анатолия Лепешина, который сумел вырастить Евгения Кафельникова от детсадовского возраста до мировой звезды, к сожалению, осталось немного. Да и сам Лепешин сегодня трудится не на родине, а в одном из австрийских клубов.
Тренеры, ученики которых уезжают за рубеж, не получают никакой компенсации за потраченное время и усилия. Дело в том, что в России система спортивного права не развита и специалистов, которые были бы способны составить грамотные контракты, практически нет. Поэтому школы и тренеры, воспитавшие игроков, как правило, остаются несолоно хлебавши. "Впрочем, варианты достичь договоренности об отступных и дальнейшем сотрудничестве всегда существуют", - утверждает Николаев.
Подтверждение его словам "Известия" получили из уст президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева. "Нам надо как можно быстрее развивать материально-техническую базу и создавать систему отечественных теннисных академий, существующих на государственные деньги. И принять такие законы, которые препятствовали бы размыванию талантов. Если это не будет сделано, уже через два-три года начнется неизбежное падение результатов", - выражает опасение президент ФТР.
Комментарии