В погоне за военными наградами коллекционеры часто стали идти на нарушение закона

На модерации Отложенный

В минувший вторник ветеран войны Федор Архипенко вновь обрел свою награду – Звезду Героя. Несколько месяцев назад в дверь пенсионера постучались две женщины. Представившись сотрудницами коммунальных служб, они вошли в квартиру на Новой Басманной улице. Пока одна мошенница расспрашивала жену Федора Федоровича, другая незаметно вытащила ключи из ее кармана, прокралась в одну из комнат, открыла сейф и забрала оттуда все ценности, среди которых была и Звезда Героя, особенно дорогая для ветерана.

Чтобы отыскать украденную награду, правоохранителям пришлось выявить длинную цепочку ее перекупщиков. Пока дело об ограблении не закрыто, поэтому в правоохранительных органах не стали делиться с «НИ» подробностями этой милицейской операции.

Конспираторы с Таганки


В Москве, в районе Таганки, на широком тротуаре у магазина «Нумизмат» каждое утро собирается толпа мужчин. Разложив монеты и значки разных государств и лет чеканки, они присматриваются к любому прохожему и задают неизменный вопрос: «Есть что продать или купить?» Под этим загадочным «что продать?» коллекционеры подразумевают ордена, реализация которых в России запрещена. Фалеристы с Таганки на зубок знают статью 324 российского УК «Приобретение или сбыт государственных наград». Им прекрасно известно, что нарушителям закона грозит до года исправительных работ. Поэтому открыто торговать орденами и медали никто не решается. «Ордена мы покупаем очень осторожно, – поделился с «НИ» один из коллекционеров, представившийся Анатолием. – Если даже и начнем разговаривать, вряд ли признаемся, что собираем награды. Чем больше конспирации, тем лучше».

Бывалые коллекционеры с ходу могут отличить своего клиента от журналиста или сотрудника милиции, даже если он будет в штатском. «Только это и спасает, – продолжает фалерист Анатолий. – Мы здесь давно работаем, и глаз у нас уже наметан. Менты в штатском под видом покупателей часто наведываются, чтобы очередную галочку за раскрытое преступление можно было в отчетность занести. Пытаются воришек поймать, которые приносят сюда награбленное».

В столице пять точек, где чаще всего собираются перекупщики. Самые крупные – на Таганке, на Старом Арбате и в Измайловском парке. Там местные фалеристы с гордостью хвастаются, что к ним приезжают известные артисты, певцы и спортсмены в надежде приобрести новые экземпляры в свои коллекции. «Но мы больше радуемся продавцам – их с каждым годом становится все меньше, поэтому медали так и растут в цене, – признается «НИ» один из коллекционеров в Измайловском парке. – Несут медали родственники ветеранов: бывает, внуки, а бывает, и дети. Кому-то денег на житье не хватает, а кому-то эти значки просто мешаются. Иногда родственники обращаются с наградами просто кощунственно. Для людей это как будто бы и не память, а предмет, на котором можно подзаработать. А еще на коллекционеров бочку катят, мол, мы людей обманываем, по дешевке скупаем».

В регионах фалеристы работают по столичному сценарию – стоят на местных рынках с табличками вроде «куплю нагрудные знаки», дают объявления в газетах. Но с каждым годом продавцов становится все меньше: большая часть советских медалей и орденов уже успели перекочевать к коллекционерам. Некоторые бизнесмены-фалеристы стимулируют своих потенциальных клиентов. Они вычисляют родственников умерших героев войны и предлагают им продать награды. В случае отказа могут и на кражу решиться.

«Отдельной статистики похищений наград, орденов и медалей, к сожалению, у нас нет, – поделился с «НИ» руководитель пресс-центра МВД России Олег Ельников. – Но если воры залезают в квартиру, то, как правило, выносят и награды. А потом продают их по своим каналам. Очищать улицы от коллекционеров-покупателей не имеет особого смысла. Мы этим занимаемся, когда становится известно о громких кражах. В этих случаях милиционеры посещают места сбора фалеристов в надежде, что похищенное может там всплыть».

Достанут хоть из-под земли

Кроме нашей страны, запрет на оборот национальных наград введен еще на Кубе и в Северной Корее. Даже в странах СНГ можно свободно торговать советскими и местными знаками отличия. «Закон-то есть, но действует он с оговорками, – рассуждает в интервью «НИ» адвокат, президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Статья 324 УК РФ составлена так, что в ней можно найти массу лазеек. Например, там речь идет только о наградах СССР, РСФСР и РФ. То есть награды Российской империи, произведенные до 1917 года, под действие закона не подпадают вовсе. Но и в других случаях закон почти не применяется, ведь человек, покупающий награду, говорит, что приобретает как коллекционер именно металл, а не звание, и тем самым тоже обходит закон».

Тем не менее накануне Дня Победы в Астраханской области арестовали 40-летнего коллекционера Валерия Ешина. В следственном комитете подозревают, что он разрыл могилу 93-летнего ветерана войны Александра Белюсенко и выкрал оттуда его медали и ордена. «Все это случилось в первую же ночь после похорон, – рассказала «НИ» сноха пенсионера Марина Белюсенко. – Мы утром пришли на кладбище и увидели, что могила разрыта, гроб проломлен, а часть пиджака, на которую мы повесили все его медали, просто отрезана. Такого ужасного проявления вандализма мы еще не видели». Но еще больше члены семьи Белюсенко поразились, когда по подозрению в совершении преступления был задержан односельчанин Валерий Ешин, который близко общался с ветераном.

«Мы стали выяснять, кто присутствовал на похоронах и видел, что в могилу положили медали, – заявил «НИ» начальник Лиманского РОВД Астраханской области Алексей Сафонов. – Оперативники установили, что Ешин еще при жизни пытался купить у ветерана медали, но тот отказывался. Вскоре подозреваемый признался, что разрыл могилу, чтобы достать шесть наград. Он отвез награбленное в Астрахань и продал за 180 рублей местному коллекционеру». Следователи отыскали скупщика. По словам оперативников, знаки отличия он успел перепродать по цепочке другим фалеристам.

Теперь наказание грозит всем перекупщикам. «В редких случаях к ответственности удается привлечь каждого участника подобных сделок, – говорит нам Олег Ельников. – Все дело в том, что в них участвуют заинтересованные покупатель и продавец. Потому-то эти преступления крайне редко вскрываются. Ведь вероятность того, что один из участников сделки побежит в милицию, практически равна нулю».

Схема отработана


Профессиональные жулики, специализирующиеся на знаках отличия, применяют проверенные методы работы. «У ветеранов вытягивают награды, втираясь к ним в доверие, – объяснил «НИ» пресс-секретарь МУРа Алексей Бахромеев. – Схема проста и хорошо отработана – аферисты приходят к старикам под видом сотрудников различных социальных служб или представляются работниками уже не существующих социально направленных организаций. Как правило, грабители являются с подарками, говорят, что готовы оказать какую-то помощь к праздникам. Жулики действуют в основном вдвоем. Они выносят из квартир подлинники наград, подменяя их муляжами».

В канун Дня Победы к нижегородскому ветерану Николаю Владимировичу нагрянули «специалисты» чинить домофон. Пока один из ремонтников ковырялся вместе с доверчивым пенсионером в проводах, другой срезал награды с праздничного кителя. «В последнее время старики, чтобы избежать подобных ситуаций, предпочитают вешать на парадно-выходные пиджаки копии настоящих наград, – сообщил «НИ» заместитель председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы, генерал Виктор Кожбахтеев. – К такому методу защиты давно стали прибегать Герои Советского Союза. Свои Золотые звезды они хранят в сейфах и даже на парады надевают муляжи. Ведь потерять такую звезду – огромный ущерб. На «черном рынке» за эту медаль дают несколько миллионов рублей. Фалеристы даже объезжают дома престарелых, чтобы уговорить участников войны продать им медали и ордена. Никто не соглашается, но награды чудесным образом часто пропадают после смерти фронтовиков».

По закону после смерти ветеранов, живших в домах престарелых, награды под расписку должны принимать их родственники. Но если у умерших нет близких людей, то, по словам генерала Кожбахтеева, часто медали и ордена оседают у коллекционеров. «Можно исключить лишь то, что администрация пансионатов способствует тому, что награды попадают на «черный рынок», а как ими распорядятся родственники стариков, сказать не может никто, – поделился с «НИ» замдиректора пансионата «Коньково» для ветеранов войны Владимир Першев. – В случае если наследников у умершего нет, то его знаки отличия попадают либо в ближайшие школы, либо в музей боевой славы, который работает, например, при нашем пансионате. Иногда старики сами сдают в музей свои награды».

В «паутине» перекупщиков

Медали и ордена несколько раз перепродаются и вымениваются, прежде чем осесть у постоянного владельца. На каждом этапе цена на награду взлетает в несколько раз. Деловая арифметика «черного рынка» еще проще – стоимость медалей и орденов за год вырастает примерно в пять раз. Поэтому некоторые фалеристы вкладывают свои средства и дожидаются, когда цена на знаки отличия поползет вверх. «Вкладываться в ордена выгоднее, чем в недвижимость в столице, – признался «НИ» волгоградский фалерист Вячеслав. – Купишь у бабушки по объявлению, к примеру, орден Красной Звезды за 200–300 рублей, а на виртуальном аукционе продашь его за три тысячи. Цена зависит от номера и состояния награды».

Основная масса коллекционеров – люди, у которых достаток выше среднего. Большинство сделок совершаются в Интернете. На виртуальных торгах можно найти покупателей даже за рубежом. В основном фалеристические сайты гнездятся на заграничных серверах. Правда, прежде чем зарегистрироваться на них, модераторы проверяют каждого продавца – собирают информацию, а потом звонят ему по указанным телефонам. Из-за того, что сделки с государственными знаками отличия незаконны, на сайтах, как правило, не пишут полных названий наград, а пользуются сленгом. «Ушак», к примеру, – это орден Ушакова, «КЗ» – орден Красной Звезды, а «мамка» – медаль материнства. Но на аукционах в Сети принято доверять друг другу, несмотря на то, что все общаются под «никами». Репутацию тут завоевывают годами.

По результатам торгов деньги от покупателя к продавцу уходят переводом, а медали и ордена – по почте, в качестве посылки или заказного письма. Если нагрудный знак ценный, как, скажем, орден Нахимова, который на интернет-аукционах стоит до 100 тыс. долларов, продавцы сами доставляют его адресату. Чаще всего награды вывозятся за рубеж через украинскую границу. «Медали и ордена находят среди багажа пассажиров автобусов и самолетов,– сообщил «НИ» сотрудник пресс-службы Федеральной таможенной службы России Александр Прошин. – Часто их пытаются спрятать в обшивках дверей автомобилей или в багажниках и специально для этого сооружают двойное дно». Так, по словам таможенников, в конце февраля этого года на въезде на Украину задержали машину, в которой перевозили партию наград. Там было более 10 редких орденов и медалей, а также старинные нательные кресты.

«Российские граждане перевозят за границу редкие награды, а в нашу страну, например, из Прибалтики, ввозят подделки, – пожаловался «НИ» главный редактор газеты «Петербургский коллекционер» Олег Сыромятников. – Муляжи советских медалей и орденов стали делать настолько хорошего качества, что ни коллекционеры, ни ветераны, которым подкладывают подделки, не могут заметить подвоха». При этом, по убеждению эксперта, «черный рынок» наград, на который стекаются ворованные медали и ордена, будет существовать до тех пор, пока фалеристику не легализуют. «Чем больше в этом бизнесе запрещенного, тем больше в нем и криминала», – уверенно заявляет г-н Сыромятников.