Израиль – единственная страна, где 60 секунд отделяют самый скорбный день в году от самого радостного
На модерации
Отложенный
Израильский писатель Эфраим Кишон шутил, что его страна – единственная, где лишь 60 секунд отделяют самый скорбный день в году от самого радостного. На смену Дню памяти павших пришел День независимости – уже 60-й раз в истории Израиля.
Повторяющийся из года в год курьез метафоричен. Столь тесное соседство смеха и слез – кредо еврейской истории. В израильской жизни они сменяют друг друга с постоянством солнца и луны. Не случайно здесь говорят: «Кто не способен вытерпеть плохое, тот не доживает до хорошего». В одной песне 70-х даже поется: «Здесь прекрасная страна, если умеете смеяться после того, как пролили слезу».
В этом смысле показательно уже само провозглашение независимости. Для того чтобы в третий раз за три тысячи лет обрести государственность, народ должен был пережить Холокост. Но даже радость, купленная такой ценой, принесла с собой новое горе. Первая война Израиля началась в первый же день его существования, будто страна для того и появилась на карте. «Я чувствую себя погруженным в траур среди веселящихся», – записал у себя в дневнике основатель государства Давид Бен-Гурион в день подписания Декларации о независимости.
Нынешнее празднование символично и с точки зрения других противоречий, в единстве которых заключена суть Израиля. Традиционное сочетается с современным, а светское пытается ужиться с религиозным. Большая часть хронографов по всему миру лишь 14 мая 2008 огласит, что в этот день 60 лет назад появилось еврейское государство. Но израильтяне устраивают торжества уже сейчас, поскольку отмечают по еврейскому календарю не только религиозные праздники, но и события национальной истории. Более того, независимость, провозглашенная 5 ияра 5708 года, в нынешнем 5768-м отмечается 3 ияра (в четверг 8 мая). 5-е выпало на субботу.
Царица-суббота сыграла шутку и в 1948 году. Британский мандат на управление Палестиной истекал 15 мая, но появление государства Израиль было провозглашено 14-го, поскольку 15-е пришлось на субботу. Как прикажете объявлять о независимости в день, когда даже свет зажечь нельзя? И если с праздниками, выпадающими на священный выходной, израильтяне обходятся не хуже россиян, многие другие вопросы не давали покоя 60 лет и не дадут в дальнейшем.
Развивая парламентскую демократию и передовые технологии, Израиль шесть десятилетий оставался религиозным государством с традиционалистскими воззрениями. Несмотря на старания нескольких партий и правительств, в стране до сих пор нет светских браков. Те, кому нужна гражданская церемония, плавают на Кипр. Нужна же она не только в случае межнационального союза, но и тогда, когда хоть один супруг не может доказать раввинам еврейское происхождение по материнской линии.
За 60 лет в стране появилось лишь одно светское кладбище. Пока его не было, супруги разных национальностей не могли надеяться на то, что будут похоронены рядом. Единственный за всю историю крематорий в тайне едва просуществовал пару лет. Его сожгли ортодоксальные иудеи, поскольку кремация противоречит религиозным законам. Учеников религиозных школ становится все больше по сравнению с учениками светских.
В этом году чуть не отменили те немногие автобусы, которые выходили на маршрут до истечения субботы.
Светские завоевания впечатляют куда меньше религиозных, причем не только количеством, но и качеством. Когда секс-меньшинства добились права проводить гей-парады в Тель-Авиве, казалось невообразимым, что они покусятся на священный город трех религий. На 60-й год независимости они уже отказываются проводить парады где-либо, кроме как в Иерусалиме, а в Тель-Авиве им устанавливают памятник.
Двуединства противоречий во внешних и внутренних делах страны выражались поистине еврейскими формулами. «У Израиля нет атомного оружия, но если будет нужно, он его применит» (Голда Меир). «Нужно бороться с террором так, как если бы не было переговоров, и продолжать переговоры так, как если бы не было террора» (Ицхак Рабин). «Если раввины продолжат решать, кого считать евреем, мы будем решать, кого считать раввином» (Шимон Перес).
Упомянутый писатель шутил, что Израиль – единственная страна, где взрывались иракские СКАДы, «катюши» из Ливана, самоубийцы из Газы и снаряды из Сирии, но все равно трехкомнатная квартира там стоит дороже, чем в Париже». За 60 лет Израиль пережил 7 войн (официально признанных министерством обороны). Это абсолютный рекорд, особенно – для современного государства со столь скромной протяженностью границ. Стоит учесть также две палестинских интифады, нескончаемые операции на территориях и жизнь под ракетными обстрелами. При всем этом среди экономик развивающихся стран израильская считается одной из наиболее безопасных. Инвестиционный рейтинг по версии швейцарского банка UBS находится на отметке «повышенная прибыль».
Годовщину независимости Израиля отмечают в качестве скорбного дня палестинцы на территориях. К счастью, они определяют дату не по еврейскому календарю, а потому веселье израильтян и их траур не совпадают по времени. Лагеря беженцев, возникшие в секторе Газы и на Западном берегу Иордана в период Войны за независимость 1948-1949 годов, не дадут подписать мирное соглашение, даже если будет улажен вопрос о границах. Если все беженцы (точнее – их потомки), покинувшие изначальную территорию Израиля, вернутся туда, куда посчитают нужным, следующий День независимости Израиль будет отмечать нескоро. Что до Палестинской администрации, снимать вопрос о беженцах она пока не собирается.
Арабы-граждане Израиля на протяжении всей истории страны постепенно увеличивали представительство в ее парламенте. На 60-м году независимости палестинец стал членом правительства (министром науки, культуры и спорта).
За недолгую историю Израиль потерял убитым одного премьер-министра. Против нынешнего заведено три уголовных дела. Восьмой президент к 60-летию страны оказался на скамье подсудимых.
Все это не сильно тревожит израильтян сегодня. Всех тех, кто стоил слез, вспоминали вчера. День независимости пришел на смену Дню скорби по тем, кто пал в основном уже после ее провозглашения. В этом символ надежды на то, что горе всегда будет сменяться радостью.
Комментарии