Почему Россия отказывается платить за голливудское кино
На модерации
Отложенный
В отечественном кинобизнесе очередной скандал. В ряде российских СМИ появилась информация о том, что одна из самых крупных российских компаний, «Гемини фильм интернациональ», привлечена к суду своим голливудским партнёром 20th Century Fox за неуплату авторских отчислений за прокат в России и СНГ картин этой студии. Сумма называется немаленькая – 65 млн. долларов. Кто, кому, сколько и за что должен, попытался выяснить наш корреспондент.
20th Century Fox обвиняет «Гемини фильм» в том, что последняя шесть лет, с 2000 по 2006 год, не платила авторские отчисления за прокат в России и СНГ картин студии, среди которых «Звёздные войны», «Люди Икс», мультфильм «Ледниковый период». Определить сумму претензий голливудского мейджора к «ГФИ» должен суд. Первые слушания уже якобы состоялись в Лос-Анджелесе, но результат их пока неизвестен. Для отечественного кинобизнеса это беспрецедентный скандал: до сих пор подобных конфликтов между крупнейшими западными кинопроизводителями и их российскими партнёрами не было.
«Не очень понятно, как был составлен договор между Fox и «Гемини», – комментирует ситуацию директор киносети «Люксор» Дмитрий Шмулевич. Получается, что столько лет мейджор продолжал предоставлять фильмы безвозмездно? Контракты составляются по-разному, и зачастую деньги приходят с опозданием, но всё-таки не на годы». Удивляет участников рынка и сумма, которую якобы не заплатила «Гемини» своему партнёру. Так, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», за период с 2003 по 2005 год «Гемини» собрала в прокате более 150 млн. долларов, 50% этой суммы она должна была заплатить кинотеатрам, а 10–15% – дистрибьюторам. Получается как раз 65 миллионов. «В наших СМИ почему-то появилась сумма в 65 млн. долларов, – рассказал один из участников кинорынка. – Но почему из неё не вычли сумму, полученную от проката российских фильмов, которая достаточно высока? Ведь как раз в этот период всё той же «Гемини» были выпущены такие прибыльные картины, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «9 рота» и «Турецкий гамбит».
Кроме того, компания «Гемини» до 2006 года была лишь партнёром 20th Century Fox, а не её представительством. Соответственно прокат российских картин не имеет отношения к голливудской компании. Я уж не говорю о том, что каким-то загадочным образом в перечисленных фильмах оказался «Бойцовский клуб» – картина, которая вышла в 1999 году». И ещё один немаловажный момент. В последнее время, видимо, чтобы избежать проблем с распространением, почти все голливудские крупные кинокомпании открыли в России свои представительства.
Когда мейджор работает с дистрибьютором, всё отдаётся на откуп агентам, именно они решают вопрос о прокате той или иной картины, каким количеством копий его выпускать, сколько тратить на рекламу и т. д. Агент руководствуется тем, что выгодно ему. Пока российский кинорынок не приносил ощутимых прибылей, голливудские компании работали именно так.
Но затем ситуация изменилась, сборы от проката картин сильно выросли, и теперь почти все американские кинокомпании, кроме Warner Brothers, работают без посредников. Выходя напрямую на российский рынок, мейджор получает не только дополнительную прибыль в виде комиссионных, которые забирал агент, но и возможность влиять на принятие стратегических решений. «Лицензионный дистрибьютор мог отказаться от картины, которая, очевидно, не принесёт ему прибыли, а сам мейджор всё равно выпустит её в кинопрокат, поскольку для него это локомотив для продаж на DVD и на телевидении, – говорит гендиректор UIP Евгений Бегинин. – Независимый на этот риск не пойдёт, так как DVD и телевидение для него слишком долгий возврат инвестиций». Так что российским распространителям сейчас достаются картины, снятые на небольших или независимых студиях, поэтому многие участники рынка предпочитают заниматься отечественной кинопродукцией. Тем более что в последние годы наше кино стало приносить прибыль. Но и здесь наших прокатчиков может ждать подвох.
Дело в том, что западные мейджоры не собираются на этом останавливаться, а планируют вкладывать деньги в наше кино, значит, и получать с него прибыль.
Справка
В марте 2004 года об открытии собственного офиса в Москве на базе своего дистрибьютора «Ист-Вест» объявила компания United International Pictures (UIP), представляющая интересы студий Paramount, Universal и Dreamworks. В ноябре 2005 года российская «дочка» появилась у Sony Pictures Entertainment, в состав которой входят голливудские мейджоры MGM и Columbia Tristar. В феврале 2006 года о выходе на российский рынок кинодистрибуции заявила компания 20th Сentury Fox, которая ранее работала в России с дистрибьютором «Гемини фильм». На базе этой компании 20th Сentury Fox создала свою дочернюю структуру ООО «Двадцатый век Фокс». С 1 января 2007 года в России начало работу самостоятельное совместное кинопрокатное предприятие компаний Buena Vista и Sony Pictures Releasing. В течение предыдущих восьми лет Buena Vista International распространяла свои фильмы в России с помощью компании «Каскад».
Комментарии