Зачем Минсельхоз вспомнил «зерновой ОПЕК»?
На модерации
Отложенный
На недавней встрече главы Минсельхоза России Алексея Гордеева c министром аграрной политики Украины Юрием Мельником снова была озвучена идея создания «зерновой ОПЕК».
- Для координации производства и торговли зерном надо иметь единый международный орган», — заявил Гордеев 5 мая. Глава Минсельхоза констатировал, что на сегодняшний день Черноморский регион (Россия, Украина и Казахстан) является одним из крупнейших поставщиков на мировом рынке зерна.
Напомним, данная идея «витает» уже несколько лет и последний раз активно поднималась в минувшем июне, всего лишь через день после того, как конгресс США принял закон NOPEC, запрещающий иностранным государствам создание подобных картельных организаций. Правда, Гордеев подчеркивал, что новая структура нацелена исключительно на благородные цели. Координация производства и торговли зерном в мире должна позволить соблюсти баланс производства и потребления и избежать слишком высоких цен на зерно, чему препятствует значительный расход ценного продукта на производство биотоплива. В таких условиях, пояснял Гордеев, все страны мира должны иметь баланс производства и потребления зерна.
В принципе тогда возможными участниками организации назывались, кроме России, Казахстана и Украины, Венгрия (3,5 млн тонн экспорта), Болгария, Румыния, а в перспективе, Турция. В 2007 году не называлась Беларусь, хотя ранее и официальный Минск рассматривался в качестве партнера.
Понятно, в первую очередь речь идет о традиционной для СНГ пшенице. И на лето минувшего года три постсоветские республики обеспечивали 10% зернового экспорта.
Далее — в августе — Гордеев заявлял, что предложение по созданию «зерновой ОПЕК» уже согласовано с Украиной и Казахстаном, и предложенной идеей также заинтересовались в США. Потом тема как-то сама собой «ушла».
Эксперты же в большинстве не стали разделять энтузиазм главы Минсельхоза. «Скорее, в данном случае речь идет о политических мотивах, — отмечал тогда аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков, — очередном державном заявлении, призванном подчеркнуть роль России в глобальных экономических процессах». Координационно-картельный проект с гуманными целями, видимо, должен стать укором антиопековски настроенным законодателям США, которые, как отметил Гордеев, в голодающем мире огромное количество зерна «изводят» на биотопливо. «США и Канада вряд ли присоединятся к российской инициативе, причем в большей степени по политическим (не позволить усилиться России) и идеологическим (свободная торговля) мотивам», — заявлял Фильченков.
И вообще-то с тех пор в информационном поле разговоры про «зерновой ОПЕК» не отмечались, что косвенно подтверждает их тогдашнее политическое предназначение.
Но вот — опять. Правда, на этот раз глава Минсельхоза не стал использовать термин «зерновой ОПЕК», а обошелся более размытой формулировкой «единый международный орган». При этом известно, что глава Минсельхоза всегда тщательно продумывает свои «экспромты».
И ведь экспертные экономические оценки целесообразности создания такой организации изменились мало. Точнее, эксперты согласны, что подобная структура вполне могла бы доказать свою полезность, но на пути ее создания прячется масса подводных камней.
«Поскольку практически весь зерновой рынок Украины контролируется транснациональными корпорациями, которые диктуют свою ценовую политику, создание «зерновой ОПЕК» позволило бы существенно ограничить их влияние и проводить политику на зерновом рынке с учетом прежде всего национальных интересов входящих в нее стран, — считают эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
— Однако большинство специалистов скептически оценивает реальные перспективы создания организации. Против него уже выступили представители фирм-зернотрейдеров».
«Учитывая, какое влиятельное лобби защищает их интересы (включая послов ряда западных стран, в том числе США), а также то, что представители «оранжевой» власти практически всегда выступают на стороне торговцев зерном, шансы на формирование «зерновой ОПЕК» невелики», — пояснили в Киеве.
С другой стороны, перспективы урожая-2008 весьма радужные. По прогнозам Минсельхоза урожай зерновых в 2008 году составит не менее 85 млн тонн, что на 3 млн тонн больше, чем в прошлом году. И эти перспективы позволили в конце апреля Владимиру Путину, открывая совещание по развитию сельского хозяйства, подчеркнуть, что Россия устойчиво занимает третье место в мире по экспорту пшеницы.
«За последние годы ситуация в этом секторе экономики существенным образом и в лучшую сторону все-таки изменилась, — заявил Путин. — Если в советское время мы закупали ежегодно до 30 миллионов тонн зерна пшеницы, то сегодня Россия устойчиво заняла третье место в мире после США и Канады как экспортер. И это, конечно, ставит перед нами совершенно новые вопросы, новые задачи, новые проблемы».
Как отметил президент, с учетом того, что Россия стала «неотъемлемой частью мирового хозяйства, это (рост цен на пшеницу — ред.), безусловно, влияет и на нас самих. В этой связи мы должны подумать, что нам нужно сделать для того, чтобы занять достойное место на мировых рынках, и в то же время обеспечить интересы наших потребителей, и, конечно, чем государство может помочь нашим производителям – помочь тем, кто работает в этой отрасли экономики», — подчеркнул Путин.
То есть майское заявление Гордеева выглядит как непосредственное исполнение поручений главы государства. Но здесь есть еще одно «но». В конце марта министр сельского хозяйства в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» предложил расширить полномочия его министерства. По словам министра, в ведение Минсельхоза следует передать, в частности, вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, таможенно-тарифного регулирования в сфере сельского хозяйства, а также контроль за качеством и безопасностью продуктов питания.
И, с учетом известной осторожности главы Минсельхоза в публичных высказываниях, это приходится понимать так, что определенной поддержкой на пути расширения полномочий своего министерства Гордеев заранее заручился. То есть, как высокопоставленный чиновник Гордеев старается повысить свой «рейтинг» и имеет к тому некие основания. А, значит, пора попробовать себя и в политике. Чем он хуже Геннадия Онищенко?
Тем более, момент удобный. Идут кадровые перестановки в связи с приходом нового президента РФ, и тактично напомнить о себе уже «обкатанным» политическим заявлением — самое время.
Впрочем, «карьерная» заинтересованность Гордеева не отметает перспективность для России создания «единого международного органа».
Комментарии