Дмитрий Медведев - послушный вассал или либеральный реформатор?
На модерации
Отложенный
Дмитрий Медведев вступает в должность президента вновь возродившейся России. Путин и в дальнейшем будет принимать участие в определении будущего курса страны
Неестественным выглядит прощание, когда ты все-таки остаешься. Все последние месяцы Владимир Путин прощался с различными ведомствами, при этом никто слез по-настоящему не проливал. И вот в понедельник он в последний раз встретился в качестве президента с членами правительства. Уже в конце этой недели он снова соберется с ними за одним столом – в качестве главы правительства. Президентский пост 55-летний Путин в среду передает своему 42-летнему ставленнику Дмитрию Медведеву.
Когда через два дня на Красной площади будет отмечаться 63-летняя годовщина победы над гитлеровским фашизмом, принимать военный парад в качестве главнокомандующего будет уже престолонаследник. Впервые в постсоветской России по Красной площади мимо Мавзолея Ленина снова прокатится тяжелая военная техника.
Мечта Путина
"Это не бряцание оружием", – попытался успокоить в понедельник Путин. "Мы никому не угрожаем. Это демонстрация наших возрастающих возможностей в сфере обороны". Демонстрация оружия заканчивает 8-летнее президентство Путина; демонстрация силы открывает эру Путина-премьера. Государство, которое оказалось парализованным после развала Советского Союза, снова встает на ноги. Об этом примерно и должен был мечтать Путин, когда его страна, которой он в течение многих лет служил как шпион, в конце 1980-х годов вдруг оказалась униженной и разбитой.
"Кто не сожалеет о распаде Советского Союза – у того нет сердца; кто хочет снова вернуть СССР – у того нет ума", – скажет он позднее, став президентом. Из боли потери возникло его кредо: всеми средствами создать сильное государство. Большинство граждан страны благодарны ему за это. 78% россиян, согласно результатам опроса, проведенного Фондом общественного мнения, называют последние 8 лет "периодом достижений". Число довольных граждан возросло. И лишь 8% находят в деятельности Путин "больше негативных, чем позитивных моментов".
На Западе доминирует абсолютно другая оценка – она заключается в том, что Путин окончательно разрушил все зачатки демократии в стране.
В один миг он взял под контроль все важнейшие СМИ, и таким образом ему удалось не только осветить в нужном ключе чеченскую трагедию, но и по своему усмотрению поддерживать собственный имидж. Оппозиция и неправительственные организации были изолированы, против частных компании приняты репрессивные меры, а карьеристы из спецслужб были поставлены во главе руководящих политических и экономических структур.
Власть была централизована, а гипертрофированная кремлевская партия "Единая Россия", которую теперь возглавил сам Путин, обладает конституционным большинством в Госдуме. Сам закон меняется по желанию приближенных к режиму. Отношения с Западом стали прохладными. "Авторитарная структура исходит не только со стороны власть имущих, общество тоже очень быстро с ней согласилось", – заявил в беседе с Presse советский диссидент и писатель Владимир Войнович. В России люди связывают с Путиным экономический рост, благосостояние и стабилизацию. И они ценят то, что мир снова должен говорить с Россией на равных.
Новый путь модернизации?
О том, что Путин не будет претендовать на третий срок, наряду со многими гражданами сожалеют прежде всего "ястребы". Является ли смена главы государства всего лишь замыслом или временным компромиссом с серыми кардиналами власти, которым он многим обязан, покажет время. Неясно и то, назначил ли он Медведева своим преемником потому, что считает его послушным вассалом, или все-таки потому, что у того есть потенциал либерального реформатора.
Если разделение власти между премьером и президентом будет урегулировано, станет очевидно, придет ли на смену многолетнему "приоритету национальной безопасности" "приоритет реформ и привлекательного инвестиционного климата", как это формулирует политолог Алексей Макаркин. "От стабилизации к модернизации" – так называет смену власти Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги. Риторика тандема указывает именно в этом направлении. Так, с уст Медведева даже слетело словосочетание "независимость СМИ".
Комментарии