Быть или не быть войне в Абхазии?
На модерации
Отложенный
Ситуация вокруг Абхазии неожиданно превратилась в одну из центральных не только в российских и грузинских медиа- и политических кругах, но и в мировых. Каждый день различные международные структуры обсуждают события вокруг непризнанной республики, крупнейшие западные газеты регулярно освещают эту тему.
Активности российской стороны можно только поражаться - складывается такое ощущение, что у МИД России больше не осталось никаких других дел - подавляющее большинство заявлений, деклараций и выступлений российских дипломатов касается именно этой тематики. Край с населением в 150 000 человек вдруг стал одним из центров мировой политики. Невероятно, но факт.
В этой ситуации стоило бы посмотреть спокойно и без эмоций - а в чем собственно дело, что такого сейчас происходит в Абхазии, чего никогда не было. При ближайшем рассмотрении можно сделать только один вывод - ничего. Все, что сегодня делает Россия, она делает уже многие-многие годы. Ну в самом деле, посмотрим по фактам - Москва сняла экономические ограничения с Абхазии. Звучит громко, а что по сути? Где они были, эти санкции? Только люди очень наивные верили все эти годы, что российско-абхазская граница на самом деле на замке. Да, там часто бывают столпотворения, люди стоят в очередях сутками, пышным цветом цветет коррупция, все это так. Но при чем тут санкции? Все, что происходит на этом участке границы вы можете наблюдать на любом другом участке российской границы с кем бы то ни было - это правила игры в российской вертикали власти, а никакие не санкции.
Президент России издал постановление о сближении России с Абхазией и Южной Осетией. А что, раньше такого сближения не было? Россия не давала абхазам и осетинам паспорта, не строила там объекты, не покупала земли, не планировала включение Абхазии в олимпийскую зону?
Сбивают самолеты-разведчики. Ну, сбивают, также как сбивали с 1991 года. Раньше не было заметно, так как у Грузии не было беспилотных самолетов. А теперь появились. Соответственно их начали сбивать. А в 92 году сбивали самолеты боевые - с пилотами. В последние годы сбрасывали бомбы куда не попадя. Что тут нового?
И последнее, пожалуй, самое грозное - это ввод дополнительных российских войск в Абхазию. Это единственное решение, которое несколько выделяется среди всех остальных, так как теперь Москва юридически расписалась в том, что уже давно было известно всем по факту - Россия является стороной в конфликте. Но с прагматической точки зрения это - несколько сот дополнительных русских солдат - мало что меняет. Во-первых, потому, что Грузия не намерена начинать войну, а, во-вторых, даже если Грузия начнет войну, то перебросить в Абхазию российские воинские подразделения и отряды наемников-добровольцев с Северного Кавказа не составляет никакого труда. На это потребуется несколько часов.
Да и по большому счету, всем, кто бывал в последнее время в Абхазии известно - российские миротворцы там занимаются исключительно черным бизнесом. Они абсолютно равнодушны к выполнению своих непосредственных обязанностей, и при первой же опасности удаляются в блиндажи - главное чтоб их никто не трогал.
Таким образом, все вроде бы остается неизменным, а шум не стихает. Почему, в чем тут дело?
В первую очередь это, наверное, связано с излишней демонстративностью русских - одно дело, когда работаешь тихо и незаметно, а другое - с шумом и нарочитым хамством. Этот момент нельзя не учитывать. Но, по большому счету, обе стороны заинтересованы в том, чтобы нагнетать побольше страстей.
В чем интерес России? В идеале, конечно, для Москвы было бы лучше всего, если б Грузия начала войну в Абхазии. Вот тут было бы раздолье для России - во-первых, Москва сделает все, чтоб эта война никогда не закончилась. Деньги, оружие, российские регулярные части, наемники с российского Кавказа - всего этого в России навалом, и у нефтегазовой империи есть огромные ресурсы для того, чтоб сделать эту войну бесконечной. В таких условиях Грузии придется забыть об экономическом росте, об инвестициях, и о развитии. Для Москвы это будет огромная радость.
Во-вторых, начало войны в Абхазии, пусть даже морально оправданное, не оставит и камня на камне от международной репутации Грузии. Выиграть войну в таких условиях будет практически невозможно. Таким образом, Грузия выйдет из этой войны проигравшей, поверженной, экономически подорванной, дипломатически униженной. Может ли для Москвы быть что-нибудь более приятное?
Однако даже в России понимают, что этот сценарий в Грузии больше не сработает. Он уже сработал в начале 90-х годов, однако с тех пор прошло более 15 лет, и стратегические разработки недоумков вроде Затулина, Миграняна и пр. уже давно устарели.
В этой ситуации у Москвы есть и другой резон, относительно мелкий, и простой - перекрыть путь Грузии в НАТО. Напугать европейских политиков - если продвижение Грузии в альянс продолжится, то ситуация в Абхазии будет накаляться. И если в первом случае сценарий не сработает, то тут - вполне возможно, что натовцы еще больше испугаются русских и отложат вступление Грузии в НАТО на неопределенный период. Это не просто реально - это даже ожидаемо. Предположить, что на фоне нынешней ситуации европейцы осмелятся бросить России перчатку и не послушать ее рыка - это настоящее сподвижничество.
Ну, и свой интерес есть и у грузинской власти. 21 мая - парламентские выборы - очень сложные, тяжелые, и с непредсказуемыми результатами. В такой ситуации - грех не использовать топорные действия Кремля: внешний враг - всегда лучший способ помочь в победе над внутренними конкурентами.
Тем более, что в этой ситуации Саакашвили абсолютно чист - ему не приходится придумывать образ врага - он приходит сам, без каких-либо усилий с его стороны.
Только бери и пользуйся. Беспроигрышный вариант - даже оппозиция не берется упрекать президента в предвыборном нагнетании страстей. Очевидно, что страсти накаляются сами, а власти нужно просто использовать это дело в нужном направлении.
Вот, собственно, все, что происходит сегодня в Абхазии и вокруг нее. Процессы эти очень трагичные. Но войны в любом случае не будет. По крайней мере, сейчас.
Комментарии