МВД хочет выявить все липовые дипломы, а их обладателей — отдать под суд

На модерации Отложенный Никому не хочется оказаться под ножом хирурга, который свой диплом о медобразовании купил в подземном переходе. Или сесть в самолет, который поведет пилот-недоучка. Но, оказывается, такая ситуация может случиться практически с каждым: по самым скромным подсчетам, сегодня в России более 200 тысяч “специалистов с высшим образованием” работают по поддельным дипломам. А доходы тех, кто их “обучает” в переходах метро, уже достигли сотен миллионов долларов.

Поставить на “черных” дипломах жирный крест решили в МВД РФ. И создали уникальную базу, по которой можно будет посмотреть, “кто на что учился”. По мнению авторов проекта, в первую очередь было бы неплохо проверить тех, от чьей квалификации зависят судьбы людей, — госчиновников, врачей, судей. Но начать ведомство решило с себя.

АНЕКДОТ ДНЯ

— Может ли стремление человека к совершенству быть уголовно наказуемо?
— Да, если этот человек — фальшивомонетчик.

Не секрет, что “высшее образование” покупали всегда. Но никогда раньше этот бизнес не имел такого размаха.

И когда практически все переходы московского метро заполонили “фальшиводипломщики”, которые после каждого милицейского рейда вырастали снова как грибы после дождя, в МВД решили, что рубить нужно с другого конца.

— Мы подумали, что просто вылавливать их бесполезно: всегда найдутся те, кто захочет снова и снова заработать на этом, — рассказывает один из отцов-создателей системы проверки дипломов, начальник Центра обеспечения кадровой работы МВД РФ полковник милиции Александр Юдин. — Необходимо было сделать так, чтобы сам бизнес этот стал абсолютно бессмысленным, чтобы поддельные дипломы можно было “вычислить”.

Определенная база по “фальши” милицией уже была собрана из изъятых у аферистов экземпляров. Зачастую преступники не напрягались особенно и продавали бланки таких дипломов под одними и теми же номерами, сериями. Когда милиция столкнулась с тем, что иногда эти номера совпадали с номерами реально выданных документов об образовании, Юдину с коллегами пришла в голову мысль, что было бы правильно иметь данные не только “черных” документов, но и “чистых”.

— Мы связались с Министерством образования и науки и заключили соглашение о том, что они будут передавать нам данные обо всех дипломах выпускников вузов. На сегодняшний день мы обладаем полнейшей базой действительных дипломов начиная с 2005 года. Подчеркиваю: это полнейшая база, по более “старшим” дипломам база пока пополняется, и в ближайшее время мы будем располагать полными данными обо всех специалистах, получивших высшее образование начиная с 1948 года. А позже было решено пополнить базу и данными о похищенных в вузах бланках.

— Александр Владимирович, означает ли это, что милиция сможет вычислить вскоре все поддельные дипломы?

— Теоретически мы будем готовы к этому в ближайшее время. Но только нашего желания здесь мало. Нужна еще и воля государства. Мы на уровне ведомств уже готовы оказать помощь при обращении их кадровиков, если у них возникнут вопросы по квалификации их сотрудников или претендентов на должность. Сегодня же мы начинаем с того, что поголовно проверим весь свой кадровый состав.

— Что, назрела в этом необходимость? Ведь, насколько известно, при поступлении на работу в органы дипломы и так проверяются.

— Дело в том, что качество поддельных дипломов зачастую бывает таким высоким, что отличить их от настоящих визуально абсолютно невозможно. Поэтому мы и решили начать проверять поступающих к нам на работу молодых специалистов по базе. И столкнулись с тем, что 40—60 кандидатам в месяц мы отказываем.

— То есть полсотни человек в месяц пытаются устроиться на работу в милицию по поддельным дипломам?

— По поддельным или по нелегитимным — дипломам вузов, не имеющих госаккредитации. Те, кто планирует работать на госслужбе, должны заранее позаботиться о том, чтобы получить госдиплом, иначе все их труды пропадут даром.

— А раньше, когда не было вашей базы, их бы всех приняли?

— И наверняка многих принимали. Поэтому мы и решили проверить и всех тех, кто уже работает, особенно в свете того, что нареканий на работу и поведение милиционеров не становится меньше. Мало того что просто неприятно, когда, например, офицер милиции грубит, ведет себя непрофессионально. Это еще и подозрительно, ведь человек, проведший 5—6 лет в стенах высшего учебного заведения, вряд ли позволит себе такое поведение. А еще возникает главный вопрос: если милиционер сам нарушил закон, поступая на службу по поддельным документам, то как же он будет защищать этот закон?..

— Будете проверять всех подряд? Или только в Москве?

— Во всех регионах. Пока это в ближайшее время коснется тех, кому присваивается очередное звание, и тех, кто идет на более высокую должность. Но такая система проверки оправданна, т.к. рано или поздно она коснется каждого.

— Даже страшно предположить, сколько человек может быть выявлено по всей стране. Что им будет? Выгонят с работы?

— Выгонят, безусловно. Но мало того: тот, кто работает по фальшивке, еще и подпадает под действие сразу двух статей Уголовного кодекса — использование фальшивых документов и мошенничество.

— В чем именно состоит мошенничество?

— Ну как же: когда человека берут на определенную должность с определенной зарплатой, от него требуют и определенной квалификации, знаний. А он вводит кадровиков в заблуждение.

— Что будете делать с такими?

— Передадим эти сведения в Управление собственной безопасности, а по их материалам будут возбуждать уголовные дела. Тем, кого поймают, не поздоровится: вычтут в счет государства все деньги, что платили на протяжении их службы, а могут дать и реальный срок. Хороший совет таким: лучше сразу написать явку с повинной или вообще уволиться.

— Вы сказали, что уже готовы выходить на государственный уровень, — что для этого нужно?

— Вся система создавалась практически на энтузиазме наших сотрудников. Это заслуга начальника Департамента кадрового обеспечения генерала-лейтенанта милиции Владимира Кикотя и структурного подразделения МВД РФ — ГУНПО “Спецтехника и связь”. Сейчас же нужна совсем небольшая помощь — несколько компьютеров, сервер, создание защищенного доступа.

— Вы считаете, что способны поставить заслон изготовителям “фальши”?

— Мне хочется, чтобы каждый человек, который решился на покупку “черного” диплома, понимал: рано или поздно он все равно попадется, это только дело времени, и совсем недалекого. Те же, кто изготавливает фальшивки, пусть также задумаются. Им противостоят профессионалы. Мы научились не только выявлять тех, кто предъявил диплом. Подходит к завершению разработка системы, позволяющей с помощью базы найти источник “фальши”. Раньше — по одному-двум дипломам — это невозможно было сделать. Теперь — реально.

Скажу больше: наша система — одна из немногих, которая способна самообучаться, обладает искусственным интеллектом. Одним словом, мы даем преступникам не более года на “сворачивание производства”. Потом у них уже не будет шансов остаться непойманными.