Шеф ЦРУ предрекает России новые этнические конфликты
На модерации
Отложенный
Сокращение населения России в будущем потребует от Москвы импортировать рабочую силу из-за рубежа, что приведет к росту межрасовой и межрелигиозной напряженности в бывшей сверхдержаве, заявил директор ЦРУ Майкл Хайден.
Одновременно генерал Хайден предупредил, что расхождения между США и правительствами европейских стран по вопросам войны в Ираке и борьбы с терроризмом способны расшатать прежде устойчивую систему Североатлантического альянса.
Кроме того, угрозу США в ближайшие годы представляют национальные интересы Китая и наращивание Пекином военной мощи. Если Китай не станет играть более конструктивную роль в международных отношениях, он превратится во "враждебную" силу, отмечает генерал в тексте лекции, которую он прочтет сегодня в Университет штата Канзас. Копия его речи была опубликована в Вашингтоне.
По поводу России генерал Хайден заявляет, что ей грозит "демографическая нагрузка". По его прогнозам, в ближайшие 40 лет население России сократится на 32 млн человек – почти на четверть от нынешнего 141 млн.
"Для поддержания экономики России придется все активнее привлекать рабочих из других стран, – отметил шеф ЦРУ. – Часть иммигрантов составят русские из республик бывшего СССР. Часть будет китайцами и нерусскими с Кавказа, из Центральной Азии и других регионов. Потенциально это может усугубить и без того острую межрасовую и межрелигиозную напряженность в России".
В России происходит все больше преступлений по мотивам расовой ненависти – их жертвами становятся те, кого сочли нерусскими. В убийствах узбеков и рабочих из других среднеазиатских и кавказских республик бывшего СССР винят группы националистов и неонацистов.
Как утверждает правозащитная группа СОВА, в этом году в России по мотивам национальной ненависти были убиты 53 и ранены 160 человек. Что характерно, за первые четыре месяца 2007 года было зафиксировано лишь 17 таких убийств.
По словам критиков, экстремистские настроения стали следствием отхода Москвы от демократии и установлением авторитарного правления при президенте Владимире Путине и его преемнике Дмитрии Медведеве.
По поводу Европы генерал Хайден сообщает, что из-за разногласий Европы с США может возникнуть "трансатлантический раскол". По его словам, разногласия – это "лишь симптомы более глубоких изменений, вызванных окончанием холодной войны".
В качестве примера он приводит споры США и Европы по вопросу борьбы с терроризмом и по связанным с ним проблемам работы разведывательной и правоохранительной систем – при том что США и Европа разделяют в этих вопросах общую либерально-демократическую традицию.
"Правда состоит в том, что спустя почти два десятилетия после падения Берлинской стены Америка и Европа все еще пытаются понять, как наилучшим образом ответить на угрозы, возникшие в мире после холодной войны, – пишет он. – Так, например, все мы признаем терроризм непосредственной угрозой, однако расходимся в вопросе о том, как с ним бороться".
"США считают себя страной, находящейся в состоянии войны, глобальной по своим масштабам, и настаивают, что для победы необходимо воевать с врагом, где бы он ни находился", – отметил генерал Хайден.
С другой стороны, большинство европейских стран считает терроризм внутренней проблемой и ищет ей решение в узких рамках внутренней безопасности.
"Когда возникает непосредственная угроза их гражданам или интересам, европейские правительства сотрудничают друг с другом и с союзниками, в том числе с Соединенными Штатами, чтобы устранить угрозу, – отметил он. – Однако они не склонны считать терроризм сильнейшей международной опасностью, как это делаем мы. А если они с этим соглашаются, то мы зачастую расходимся в вопросе о том, как эффективно и адекватно противостоять данной опасности".
Расхождение в оценке угроз и тактические разногласия, вероятно, будут сказываться на отношениях США с Европой до конца столетия, прогнозирует Хайден.
"Урегулирование разногласий и напряженности, которая возникает из-за отсутствия общего взгляда, усложнит отношения, которые традиционно были для Америки наиболее простыми", – говорится в тексте речи.
По поводу Китая генерал говорит, что, несмотря на различные мнения по поводу устремлений и мотивации Пекина, он считает, что эта страна является конкурентом, но никак не "неизбежным противником" США.
"У Вашингтона и Пекина широкий простор для политического выбора – мы можем сохранить мирные и конструктивные отношения, которые поддерживаем вот уже почти 40 лет", – отмечает глава ЦРУ.
Резкое и масштабное наращивание Китаем военной мощи связано с отношением Пекина к военным акциям США в первую и вторую войну в Персидском заливе, а также с появлением высокотехнологичного оружия, объясняет генерал.
"И хотя эти новшества действительно могут представлять опасность для американской армии и интересов США в регионе, модернизация армии – это такая же попытка продемонстрировать силу, как и все остальные", – говорит Хайден. По его словам, с помощью армии Китай стремится "поиграть мускулами".
Укрепление китайской армии вызывает "беспокойство", признает генерал, "поскольку усиливает давние опасения о возможном вмешательстве Китая в дела Тайваня".
Действия Китая в мире "практически полностью сосредоточены на узко обозначенных задачах" страны, отмечается в докладе.
"Мы видели это в отношениях данной страны с Суданом, где главной целью была защита ее нефтяных интересов", – напоминает Хайден.
Кроме того, помощь Китая островным государствам Тихого океана подрывает усилия США по продвижению "добросовестного управления" в регионе.
"Если Китай начнет действовать в мире не в столь узких рамках, это серьезно скажется на отношениях США с Китаем в новом столетии, – предостерегает генерал. – Если же Пекин возьмет на себя большую ответственность за здоровье международной системы, как и следует мировой державе, мы сохраним конструктивные отношения, даже если будем конкурировать. Если же нет, то усиление Китая можно считать скорее враждебным".
Комментарии