Собралась ли воевать Украина?
На модерации
Отложенный
Министерство обороны официально заявило, что Вооруженные силы Украины не имеют планов войны против конкретных держав.Рассказывать о том, что военная политика державы не предусматривает вооруженной борьбы против кого-либо, Минобороны заставило выступление в украинской прессе одного из бывших высокопоставленных чиновников ГУР (Главного управления разведки) МО Украины.
Последний рассказал о том, что Генеральным штабом Вооруженных сил разработано семь сценариев возможного нападения на нашу страну, и в шести из них предусмотрены военные действия против конкретных государств. Проще говоря, наши военные якобы пока на картах учатся воевать против вполне конкретных армий конкретных стран - понятно, из числа соседей, стратегических вооружений для осуществления иных вариантов в нашей армии нет. То есть – против России, Беларуси, Словакии, Венгрии, Польши или Молдовы. Если учитывать акваторию Черного моря, то можно рассматривать и варианты боевых действий силами флота и авиации, либо же высадки десантов против Румынии, Болгарии, Турции и Грузии. Возможно ли такое? Прежде всего об упомянутых сценариях войны. Речь, конечно же, идет о Стратегическом замысле применения Вооруженных сил Украины, утвержденном Президентом Украины - Верховным главнокомандующим ВС Украины в марте 2006 года.
Этот совершенно секретный документ, действительно, предусматривает семь сценариев развития событий, в которых могут быть задействованы Вооруженные силы и, соответственно, семь типовых ситуаций «поведения» армии в них. Рассмотрен широкий спектр задач – от масштабных, типа блокирования государственной границы или оборонительная операция, до сравнительно небольших по масштабам и интенсивности, вроде участия в антитеррористической операции, ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф и пр. Для каждой ситуации, согласно Стратегического замысла, определен оптимальный комплект сил и средств Вооруженных сил, который позволил бы выполнить поставленные задачи, и состоящий из активного и резервного компонентов.
Главной отличительной чертой Стратегического замысла образца 2006-го, в отличие от всех подобных документов, принятых за годы независимости Украины, является именно конкретность сформулированных угроз и реакции на них. До этого какого только противника не придумывала себе украинская армия! Еще в начале этого века курсанты в украинских военных вузах вовсю изучали организационно-штатную структуру, вооружение и тактику подразделений армий НАТО – по «советской» привычке все учились воевать против «агрессивного западного блока» (это при том, что первые лица Украины громогласно вещали об евроатлантической интеграции, подписывали Хартию Украина-НАТО и прочие документы, да с улыбкой до ушей пожимали руки коллегам из стран НАТО, заверяя в вечной дружбе). Потом, когда такая направленность подготовки войск стала откровенно неприличной, и вроде как совершенно неактуальной, а понятие «вероятный» или «потенциальный противник» все равно кого-то лично за бугром затрагивало и обижало, в Национальной академии обороны Украины придумали так называемого «эвентуального противника». То есть это такой противник, которого вроде как в природе на данный момент и не существует, но если он вдруг из ниоткуда появится, то тут мы его со всей пролетарской ненавистью!… Эвентуальный противник был всем хорош – по крайней мере, никто из соседей не обижался, а если бы вдруг и обиделся, то всегда можно было бы сказать, перефразируя фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «В наших планах – это не вы, это другой, который умер». Да вот незадача: армия-то как раз должна готовиться для противостояния конкретным вооруженным силам. И, чтобы успешно противостоять, надо иметь соответствующее вооружение и знать тактику врага.
А как узнать, чем вооружен и как будет действовать противник, которого и в реальности-то нет? Да и неизвестно, с какой стороны он нападет, то есть – какие направления вообще могут быть угрожающими, и где нам необходимо сосредотачивать силы. При таком подходе стоило бы организовать круговую оборону, всю границу обложить войсками по периметру, но тогда никакого бюджета не хватит такое войско содержать.
Плюс – какая по составу армия нам тогда нужна? Одно дело – по херсонским степям на танках носиться, или артиллерией долбить восточные лесостепи, тогда «традиционным» Сухопутным войскам и карты в руки. Но, извините, совсем другое – воевать в гористом Крыму или Карпатах, тут без горнострелковых частей уж никак не обойтись. И вот военно-политическое руководство провозгласило: наконец-то украинские Вооруженные силы готовятся не к противостоянию какому-то непонятному противнику, которого и руками не потрогать, и мозгами не понять, а к выполнению вполне конкретных задач. Заметим, с чисто военной точки зрения подобный Стратегический замысел должен был возникнуть в аккурат накануне создания Вооруженных сил (в крайнем случае одновременно), иначе вообще непонятно, зачем эти Вооруженные силы нужны? На базе Стратегического замысла был разработан более конкретный Стратегический план применения ВС Украины на 2006-2011 гг, утвержденный министром обороны. А уже в соответствии с этим документом были разработаны и утверждены министром обороны и начальником Генштаба формуляры боевых соединений и воинских частей вплоть до отдельной бригады и полка, которые останутся в боевом составе армии после 2011 года.
Согласно этим формулярам, сегодня в каждой части знают, что конкретно они будут делать в случае возникновения определенной ситуации, как поддерживать боевую и мобилизационную готовность, могут рассчитать возможности по выполнению задач, финансовые показатели содержания личного состава, укомплектованность вооружением, техникой, материально-техническими средствами. Грубо говоря, теперь в случае тревоги пулеметчик Вася знает, куда ему бежать, в кого стрелять и сколько при этом тащить с собой патронов и тушенки, а государство – зачем конкретно ему этот Вася нужен, и сколько денег на его содержание надо тратить ежегодно. Однако главный вопрос: есть ли в сценариях Генштаба планы войны против наших соседей? При всем уважении к заявлениям Минобороны на этот вопрос следует ответить утвердительно. Дело в том, что если бы таких планов не было, то, как следует из всего вышеуказанного, и не было бы самого Стратегического замысла, и Стратегического плана, и формуляров боевых частей и соединений, которыми так гордится само военное руководство. Более того: о существовании таких планов было заявлено не кем иным, как руководством все того же Минобороны в ходе первых в духе Стратегического замысла масштабных учениях «Чистое небо-2006». При этом указывалось, что на этих учениях каждая воинская часть выполняет на местности те задачи, которые будут выполняться в тех же условиях в боевой обстановке, а наших соседей такие маневры не должны пугать. Потому как они всего лишь свидетельствуют о способности Украины себя защитить. Интересно, зачем сейчас потребовалось опровергать существование таких сценариев и утверждать, что «появление подобных заявлений вредит позитивному имиджу Вооруженных сил Украины» (цитата из заявления пресс-службы Минобороны)? Как вредит армии утверждение того, что она (армия) готовится к войне? А к чему, позвольте поинтересоваться, она должна готовиться? К прополке картошки и строительству дач? Так тут и готовиться не надо, подобного опыта у наших военных по прежним временам – в избытке. Можно сказать наоборот – как раз утверждение того, что армия не готовится и не готова к войне, бьет по имиджу вооруженных сил любой страны просто наповал.
Оговорка, что, утверждая о подготовке к войне, можно обидеть соседей, не принимается. Подготовка к противостоянию конкретным армиям вовсе не означает, что мы завтра собрались с ними воевать. Как указывается во всех базовых документах СНБОУ, политическая ситуация в соседних странах на данный момент относительно стабильная, но практически повсеместно существуют очаги напряженности и враждебно настроенные к Украине политические движения. То есть никто не гарантирует, что завтра политические силы, настаивающие на территориальных претензиях к Украине (кстати, их мы слышим уже и сегодня) или по другим вопросам агрессивно настроенные против Киева, не придут к власти. Как тут не вспомнить древнюю как мир мудрость: хочешь мира – готовься к войне.
Дмитрий Тымчук для "Политэ"
Комментарии
Тем более если есть спорные вопросы с государственными границами. Обидно кому или нет если их назовут \"синими\" или \"коричневыми\" - вопрос к журналистам. Военные должны отрабатывать свой \"хлеб\".