Почему очередь на квартиры в столице снова растянулась на 20 лет?
На модерации
Отложенный
Очередь на жильё в Москве движется, но черепашьими темпами. Вроде бы видна динамика: сейчас очередников 163 тыс. семей, что на 18% меньше, чем четыре года назад. Однако дело тут и в новом законодательстве, по которому рассчитывать на бесплатную квартиру могут только те, кого признали малоимущими, то есть просто малого количества квадратных метров теперь недостаточно, чтобы встать в общую очередь. Куда более показательна другая цифра: время максимального ожидания в очереди на квартиру. Сегодня она составляет 20 лет. Другими словами, остаётся на прежнем уровне. И это при том, что уже к 2010 году столичные власти обещали снизить срок вдвое. Почему пока это не удаётся сделать и что мэрия намерена предпринять, разбиралась «Наша Версия».
Одна из основных причин, по словам первого замглавы Департамента жилищной политики Москвы Николая Федосеева, в большом количестве семей, получающих квартиру вне очереди или в первоочередном порядке. Достаточно посмотреть справку о том, кто получит жильё в этом году: в длинном списке только один пункт посвящён обычным очередникам, не имеющим никаких федеральных или городских льгот. Им пришлось долго ждать: новоселье справят те, кто встал в очередь ещё при старом режиме – в 1989 году. Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005 году, вообще отменил такое понятие, как первоочерёдность: все должны стоять в общем порядке. Во многих регионах России новые порядки вызвали волну возмущения и многочисленные трагедии. Представьте: живёт многодетная семья в малогабаритной квартирке и знает, что ей-то в первую очередь квартиру предоставят. А тут в один миг они оказываются не третьи по списку, а, скажем, тысяча третьи. В Москве этого не допустили: был принят закон, по которому для всех льготников, вставших на учёт до 1 марта 2005 года, преференции сохранены. А таких категорий, между прочим, около 40.
Так что, по сути, очередь сохранила свою структуру. Это, наверное, хорошо с точки зрения высшей справедливости, но отчётность о достижениях властей в жилищной политике явно портит.Более того, столичная очередь постоянно пополняется внепланово – в зависимости от объявленных городом приоритетов. Например, прошлый год был объявлен Годом ребёнка, и в рамках этой программы началось обеспечение квартирами многодетных семей и семей с детьми-инвалидами. При этом строить больше не стали: просто потеснили остальных очередников. Достаточно большой объём жилплощади ушёл на обеспечение квартирами семей военнослужащих (порядка 4 тыс. квартир). Вообще-то, эта проблема должна решаться федеральными властями, но решалась она так, что без помощи города обойтись было невозможно. В этом году также будет незапланированная «растрата» жилищного фонда Москвы.
На этот раз – на обеспечение квартирами пострадавших дольщиков. Правда, пообещал Николай Федосеев, списки дольщиков самым тщательным образом проверят и исключат из них тех, кто по схеме долевого строительства пытался приобрести себе не первую квартиру. Зачастую, полагают в мэрии, так делали не с целью улучшить жилищные условия, а чтобы инвестировать в московскую недвижимость. А где бизнес, там и бизнес-риски, и государство за них вроде как ответственности брать не должно, да и не может по закону. Такое решение, очевидно, вызовет новые акции протеста обманутых дольщиков. Но что делать, если, по признанию Федосеева, в прошлом году удалось обеспечить квартирами даже не всех «плановых» очередников: новое жильё получили лишь порядка 60% из тех, кому его обещали предоставить по всем социальным программам мэрии. Ещё одна серьёзная проблема столичных социальных жилищных программ – качество строительства муниципальных домов.
Во-первых, сроки нередко срываются, говорит Николай Федосеев. И происходит это не всегда по вине застройщиков: среди причин и долгие бюрократические согласования, и затягивание с выдачей разрешительной документации, с межеванием территорий, оформлением прав собственности на дома и земельные участки под ними. В общем, то, что входит в компетенцию городских властей.
Во-вторых, немало домов сдаётся в ужасном состоянии, с огромным количеством недоделок и откровенного брака. Одна характерная цифра: до сих пор не заселено около 60 домов, которые ещё в прошлом году приняла госкомиссия. Причина в том, что эксплуатирующие организации (ДЕЗы, например) попросту отказываются брать постройки на баланс – иногда из-за некачественно подведённой инженерной инфраструктуры, иногда из-за серьёзных строительных дефектов. Или вот другой пример: нередко в столичные органы власти поступают жалобы от участников известной программы «Молодой семье – доступное жильё», по которой семьи могут приобрести себе квартиру со значительной финансовой помощью из городского бюджета.
Жалуются молодые новосёлы на то, что предлагают им приобрести жильё в отдалённых районах, в которых зачастую отсутствует необходимая инфраструктура (магазины, детсады, школы) и из которых до работы полдня добираться.
Столичные власти признают, что это не дело, однако подобрать приемлемые земельные участки под строительство квартир для молодых семей всё как-то не удаётся. Все эти строительные проблемы обсуждают из года в год, но каких-то серьёзных подвижек пока не заметно. Одним из решений жилищных проблем Москвы в последние годы становится приобретение городом жилья в ближайшем Подмосковье. В этом году, например, будет закуплено 450 тыс. квадратных метров таких квартир. Все они, как обещают, будут распределены по так называемым возмездным схемам предоставления жилья, то есть за деньги, но по цене, значительно ниже рыночной. Купить квартиру со скидкой, например, предлагают очередникам, которые способны заплатить, чтобы не стоять ещё долгие годы.
Кроме того, навязывать москвичу квартиру в Подмосковье власти не вправе. Впрочем, практика на местах – это признают и в мэрии, и в депутатском корпусе Мосгордумы – нередко расходится с теорией. Бывали случаи, когда в Подмосковье пытались сослать малоимущих очередников, бывали и случаи, когда человека ставили в безальтернативную ситуацию: либо город Железнодорожный, но сейчас, либо город Москва, но никогда. Отказываться от покупки квартир в Подмосковье столичные власти пока не намерены. Более того, не так давно глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин предложил строить новые города-спутники за границами МКАД. Однако всё чаще в мэрии и в Мосгордуме звучат предложения о куда более кардинальном решении проблемы очередников. На днях на заседании профильных комиссий в Мосгордуме депутат Москвин-Тарханов предложил изменить всю систему финансирования строительства социального жилья.
Пока она, грубо говоря, зависит от коммерческой застройки: чем больше город получает дохода от инвестконтрактов, тем больше направляется на социалку. «Столичный бюджет сильно вырос и превышает сегодня бюджет Нью-Йорка. А потому пора переходить на затратные механизмы строительства, причём, чтобы серьёзно сдвинуть ситуацию, достаточно тратить на строительство муниципального жилья всего 5% бюджета, – заявил депутат Михаил Москвин-Тарханов. – А от коммерческого жилья одни проблемы: его покупают не москвичи, а приезжие, усиливая давление на инфраструктуру города». Депутат Михаил Антонцев пошёл ещё дальше. «Мы должны выйти с инициативой о пятилетнем моратории на коммерческое жильё», – считает он. Вместо коммерческого жилья всё это время соответственно ударными темпами будут строить по городскому заказу и исключительно для коренных москвичей. Всё бы хорошо, но Федеральная антимонопольная служба наверняка заинтересуется такими планами. Справка
Кому должны дать бесплатные квартиры в 2008 году
• Принятым на жилищный учёт до 1 января 2008 года и имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди (их список можно найти в части 2 статьи 17 закона города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»)
• Имеющим право на первоочередное предоставление жилых помещений и признанным до 1 января 1991 года (для Зеленограда – до 1 января 1999 года) нуждающимися в улучшении жилищных условий. Здесь, правда, есть два условия: во-первых, к указанным выше срокам нужно было предоставить документы, подтверждающие право на первоочерёдность, а во-вторых, сохранить льготы до сегодняшнего дня
• Вставшим в очередь до 1 января 1991 года (в Зеленограде – до 1 января 1999 года) федеральным льготникам, то есть тем, кого обеспечивают жильём за счёт федерального бюджета: ветераны и инвалиды в соответствии с законами РФ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
• Признанным до 1 января 1989 года нуждающимися в улучшении жилищных условий (для Зеленограда – до 1 января 1996 года)
• Имеющим на 1 января 2008 года пять и более детей и при этом признанным до 1 марта 2005 года нуждающимися в улучшении жилищных условий
• Имеющим в составе семьи несовершеннолетних (в возрасте до 18 лет на 1 января 2008 года) детей-инвалидов и при этом признанным до 1 января 2001 года нуждающимися в улучшении жилищных условий. Здесь уже знакомые ограничения – документы, подтверждающие право на льготу, нужно было сдать до 1 января 2008 года и льготу эту сохранить и по сей день. Однако есть и возможность для семей с детьми – инвалидами-колясочниками, не успевших вовремя предоставить справку: они при желании могут получить специализированное жильё по договору безвозмездного пользования
• Включённым в программу обеспечения жильём на 2007 год, но так и не получившим квартиру.
Комментарии
очевиден же ответ - потому, что воруют и потому, что, в первую очередь, строится коммерческое, приносящее реальные бабки здесь и сейчас, жилье.
Остальные могут смело подыхать.
Когда-нибудь.
У нас даже общежития есть для студентов. Вы поинтересуйтесь, например, кто живет в общежитии Пишевого института.