Признаки замедления роста экономики в Восточной Европе

На модерации Отложенный

Растущие цены, сокращение притока капитала: после некоторого перерыва для ряда стран Восточной и Центральной Европы снова наступают тяжелые времена.

В автобусах и трамваях Софии, где в это воскресенье отмечалась Пасха, снова можно увидеть пенсионеров с сумками и мешками. Они отоварились на так называемом Женском рынке, где крестьяне торгуют своими продуктами. Болгары страшно стонут от роста цен на молочные продукты вроде их национального йогурта, а также на рис и растительное масло.

Румыния уже успела пережить не только Пасху, но и шок. В марте, перед праздником, цены на продукты выросли примерно на 40%. Баранина, обязательное пасхальное блюдо, и вовсе подорожала на 60%. Кривая инфляции, вызванной подорожанием продовольствия, резко пошла вверх. В Румынии, члене ЕС, средняя семья тратит на продукты более 42% совокупного дохода. В Болгарии, тоже входящей в ЕС, 34% населения живет за границей уровня бедности.

Международный валютный фонд взволнован

Международный валютный фонд предупреждает, что к высоким затратам может добавиться и другая проблема – сокращение доходов. В прошлые годы, особенно за последнее двухлетие, банки заметно увеличили выдачу потребительских кредитов – некоторая реклама, например, Raiffeisen в Болгарии, обещала "кредиты под 0%". Целью кампании было привлечь частных клиентов; в Румынии же счет в банке вообще имеет лишь каждый второй житель. В Сербии и прибалтийских странах объем кредитов, выданных частным лицам, в течение одного года вырос более чем на 40%, в Болгарии и Румынии – на целых 60%.

Поскольку банки Южной Европы и Прибалтики выдают кредиты в гораздо большем объеме, чем имеется поступлений в виде вкладов, им приходится привлекать деньги из-за границы – от своих западных материнских компаний. Это делает зависимыми от волнений на финансовом рынке шведские банки в Прибалтике, а также австрийские и итальянские на Балканах, предупреждает МВФ в своем докладе о стабильности в мире.

Обзабоченность вызывает также безопасность, которая находится в зависимости от быстрорастущих кредитов. В Эстонии и Латвии цены на недвижимость уже начинают падать. Правда, в Румынии и Болгарии они все еще растут.

Однако одновременно растет страх перед финансовым пузырем, который может лопнуть, и теперь банки будут более осторожны с кредитами. Например, на прошлой неделе в Сербии Raiffeisen повысил проценты по кредиту – в зависимости от его срока – на 10-50%.

В большинстве стран Восточной и Центральной Европы импорт по-прежнему преобладает над экспортом. Хорватия, которая привлекает множество туристов своим протяженным средиземноморским побережьем, отмечает дефицит платежного баланса почти в 9%. "Промышленность не отдохнула после перемен", – говорит экономист из Вены Хермине Видович. В Румынии, Эстонии и Сербии дефицит составляет от 14 до 17%, в Болгарии и Латвии – даже 22%. Эксперты-экономисты расценивают подобные балансы как явление, сопутствующее ликвидации отставания, которое имеет место во всех этих странах. Противоядием являются иностранные инвестиции и их приток продолжается.

Однако столь райскими, как еще несколько лет назад, условия для инвесторов больше назвать нельзя: в Румынии французский автомобилестроительный концерн Renault и индийский сталелитейный концерн Mittal в уже течение нескольких недель охвачены забастовками. Но даже в Болгарии – где профсоюзы слабы и непопулярны – зарплаты, которые долгое время сохранялись на низком уровне, в последнее время сильно выросли. Однако недостаточный уровень квалификации в обеих странах становится преградой росту заработной платы.

Трудное положение в Прибалтике

С учетом вышеизложенного, настоящей опасности для преодоления отставания нет, полагает эксперт Венского института международной сравнительной экономики Владимир Глигоров – по крайней мере, для региона в целом. Да и банкам беспокоиться не стоит. Они получают за счет потребительских кредитов высокую прибыль и вряд ли могут пожаловаться на убытки.

Наиболее сложным является положение в Прибалтике; для Румынии и Болгарии ученый ожидает только замедления роста, не опасаясь того, что по завершении приватизации или из-за значительного повышения заработной платы интерес инвесторов исчезнет. Так, приток инвестиций в Венгрию, которая находится уже в Южной Европе, продолжается.