Стоунхенджами атомного века стали автомобили и холодильники
На модерации
Отложенный
Легендарный британский кромлех – столь мощный символ, что легко будоражит воображение наших современников, даже не понимающих – что он, собственно, значит. Вокруг тайны его происхождения и назначения сломано столько копий, что пора остановиться и перевести дух. И попробовать взглянуть на него совсем с другой стороны. C нескольких "других" сторон.
Стоунхендж (Stonehenge), построенный тысячелетия назад, давно привлекает к себе внимание и учёных и обывателей. О нём мы ещё скажем, а пока отметим для себя вот что: каковы бы ни были цели создателей этой мегалитической постройки, она была для них чем-то очень важным.
И, может, неслучайно далёкие "наследники" зодчих каменного века вновь и вновь обращаются к её форме, также пытаясь создать нечто непреходящее, способное одним своим обликом передать чувства строителей.
Вы знаете, что в XX и XXI веках различных реплик, точных копий и вольных "интерпретаций" Стоунхенджа было построено, по меньшей мере, пара десятков? Из гранита и бетона, дерева и пенопласта, тюков соломы и брошенных советских бронетранспортёров, старых американских автомобилей и давно неработающих холодильников…
С некоторыми из них мы как-то знакомились. Но очень поверхностно. А ведь это любопытные сооружения с интересной историей.
Сначала, впрочем, перенесёмся на 90 лет назад.
В 1918 году американский бизнесмен и адвокат Сэмюель Хилл (Samuel Hill), прославившийся среди прочего строительством асфальтовых дорог, заложил в городке Мэрихилл (Maryhill), что в штате Вашингтон, необычный памятник — Maryhill Stonehenge WWI Memorial — Мемориал в честь павших на полях сражений Первой мировой войны.
Maryhill Stonehenge стал первой репликой знаменитого сооружения на солсберийской равнине и также первым монументом в США, возведённым в память о погибших в Первой мировой.
Почему Хилл выбрал такую форму? Сэмюель полагал, что оригинальный Стоунхендж являлся местом жертвоприношений у друидов. Повторив британский кромлех, пацифист Хилл тем самым заявил, что человечество, увы, всё ещё приносит жертвы на алтарь бога войны. Настолько впечатлён был американский квакер ужасами Первой мировой (чтобы он сказал после Хиросимы?).
Строительство Maryhill Stonehenge было завершено в 1930 году, а в 1931-м Хилл умер, успев увидеть свой замысел во плоти.
А вот чего не увидел создатель мемориала и основатель города (названного им в честь жены и дочери — обоих звали Мэри), так это сильного пожара, случившегося в 1958-м.
Тогда от первоначального поселения остался едва ли не один только "Стоунхендж", да ещё основанный Хиллом же музей искусств (Maryhill Museum of Art).
Интересно, что сограждане Сэмюеля не считают его каменное детище просто курьёзом. Более того, в 1995-м поблизости от Maryhill Stonehenge вырос ещё один мемориал — в честь американцев, павших в других войнах столетия, – от Второй мировой до Вьетнама.
Ещё одна "копия" британского сокровища, возведённая в США в 1987 году, также является памятником умершему (только одному), хотя об этом знают далеко не все, кто разглядывал снимки "Кархенджа" (Carhenge).
Между тем история его примечательна.
Художник Джим Рейндерс (Jim Reinders) потерял своего отца в 1982 году. Через некоторое время Джим и члены его семьи решили увековечить память Рейндерса-старшего.
Неизвестно, долго ли они думали, но в конце концов Джим предложил возвести на ферме, где некогда жил отец, реплику Стоунхенджа.
Рейндерс-младший некоторое время работал в Англии и изучал эту постройку, так что знал о ней не понаслышке.
Только Джим решил внести некоторую модификацию в проект 4,5-тысячелетней давности: вместо тяжеленных сарсеновых блоков он закопал в землю и водрузил друг на друга 38 автомобилей.
Действительно, старые авто раздобыть в окрестностях было несколько проще, чем мегалиты.
Тем не менее по общему плану Carhenge повторяет Стоунхендж. Тут даже есть свой Пяточный камень (Кадиллак 1962 года).
Ради сходства с песчаником машины даже покрыли серой краской.
Открытие этого памятника состоялось в день летнего солнцестояния, с шампанским, чтением стихов и песнями.
Увидеть это чудо можно и сейчас. А находится оно неподалёку от городка Альянс (Alliance) в Небраске.
Ныне эта скульптура и земля под ней принадлежат группе местных жителей, называемых "Друзья Кархенджа" (Friends of Carhenge), которым некогда Джим Рейндерс подарил и то и другое.
"Друзья" поддерживают монумент в более-менее приличном состоянии, устраивают тут различные мероприятия и привечают гостей.
А вот судьба ещё одного "Стоунхенджа", о котором мы вам хотим рассказать, более печальна.
Называется это творение "Стоунфридж" (Stonefridge) или "Фриджхендж" (Fridgehenge).
В конце прошлого века его сотворил близ города Санта Фэ (штат Нью-Мексико) художник Адам Горовиц (Adam Jonas Horowitz).
Как видите, в полном соответствии с названием Stonefridge был выполнен из множества выброшенных и дарованных художнику холодильников.
На возведение этого комплекса ушло 8 лет. Причём Горовиц и его помощники работали исключительно вручную, без кранов и машин, лишь при помощи верёвок, рычагов и блоков.
По одним данным, на постройку Fridgehenge ушло более 60 холодильников, по другим — свыше 80, 100 и даже – 200 штук. Судя по многочисленным фото, верны первые значения — от 60 до 80 "шкафов". Посчитать все их на месте теперь уже затруднительно. Но мы забегаем вперёд.
Забавно, что большинство источников указывают высоту сооружения как 2,5 холодильника. Наверное, так больше впечатляет.
Примем эту единицу и отметим: на самом деле такую высоту имела большая часть кольца, но в некоторых местах Fridgehenge возвышался на 3,5 холодильника.
А в метрических единицах основные параметры сооружения выглядят так: диаметр — 30,5 метра, высота — 5,5 метра, что сравнимо с аналогичными значениями для Стоунхенджа.
Горовиц назвал своё творение "постмодернистским, постапокалиптическим храмом отходов и потребительства".
Вместо солнца и звёзд Fridgehenge ориентирован на своё "солнце" — ядерную лабораторию в Лос-Аламосе (Los Alamos National Laboratory) — место рождения атомной бомбы, находящееся на северо-западе от сооружения художника.
Надо сказать, что полное кольцо из холодильников так и не было достроено до конца, а потом Fridgehenge стал медленно разрушаться как "благодаря" вандалам, так и просто — от времени.
В 2007-м же местные власти поставили вопрос о сносе сооружения под предлогом его опасности для здоровья и жизни любопытных.
После того как сильный шторм повалил несколько холодильников, так и было сделано — простоявшую примерно десятилетие скульптуру разобрали.
Как мы уже сказали, копий Стоунхенджа в разных странах было построено немало. Как шутливых, так и не очень.
Из свежих реплик надо отметить астрономически точный Стоунхендж Аотеароа.
Он не является буквальной копией британского Стоунхенджа вплоть до последнего камня. Зато "настроен" по местному небосводу и обладает такими же свойствами календаря и часов с Солнцем в роли "стрелки", как и далёкий прототип.
За рамками рассказа остался Tankhenge у останков Берлинской стены, созданный некогда из брошенной советскими войсками бронетехники, Foamhenge в Вирджинии – очень точная реплика британского прототипа, построенная из крашеного пенопласта, и многие другие интересные объекты. О них вы можете узнать в статье на Wiki.
Весело, необычно, иногда поучительно. Но всё это нисколько не приблизило нас к разгадке тайны назначения оригинального Стоунхенджа. Версий – хоть отбавляй.
И вот что интересно: между памятником неолита и постройкой "стоунхенджей" в наши дни можно провести определённую аналогию. Легендарный кромлех явно обладает мрачноватым "отблеском". Во всяком случае имеются веские свидетельства, что для людей каменного века Стоунхендж являлся городом мёртвых, обиталищем духов.
А в XX веке Хилл и Рейндерс создали свои "стоунхенджи" именно в качестве символических надгробий. И даже Горовиц, если подумать, символически "похоронил" за дверцами своих холодильников всю современную потребительскую цивилизацию, разрушающую природу.
На Стоунхендж оригинальный есть, впрочем, и более оптимистический взгляд. Новые раскопки британских археологов привели к появлению версии о "чудодейственно-целебном" действии мегалитического кольца. В глазах людей неолита, разумеется.
Ну а мы далеко ушли от каменного века? Может, посещение таких сооружений окажет некий терапевтический эффект и на нас? Мы подразумеваем, конечно, не банальное заживление ран.
Комментарии