Москвичи больше не хотят жить в микрорайонах с \"депрессивной застройкой\"
На модерации
Отложенный
Вид из окна для них не менее важен, чем экология. Однако, по мнению специалистов, архитектура большинства московских спальных районов не выдерживает никакой критики!
Недавно был проведен социологический опрос, показавший, что для большинства москвичей решающим фактором при выборе места жительства является не только экологическая обстановка, но и «визуальная среда» - иными словами, то, что человек видит, ежедневно утром идя на работу и вечером, возвращаясь домой. И если исторический центр Москвы привлекает москвичей и гостей столицы своими архитектурными ансамблями, то к большинству спальных районов мегаполиса сегодня применим термин «депрессивная застройка».
Можно сказать, что в настоящее время на передний план выходит «эстетическая проблема» - состояние визуальной среды. Именно эта проблема рассматривалась недавно на заседании комиссии Мосгордумы по экологической политике.
Как показывают опросы населения, плохая/хорошая видеоэкология для многих москвичей является одним из решающих факторов при выборе или смене места жительства. По словам председателя комиссии Мосгордумы по экологической политике Веры Степаненко, «агрессивно действуют на человека дома, где много бетона, повторяющихся квадратов. Характерны в этом плане застройки 70-х годов. Не случайно три четверти жителей спальных районов хотели бы переехать. Особенно вредят здоровью унылые многоэтажки, которыми застроены все спальные районы Москвы.
Учеными уже доказана связь между возникновением близорукости у школьников и процессом упрощения городской архитектуры. Они также уверены в том, что визуальная среда является одной из причин увеличения числа психически больных людей, поскольку провоцирует человека на агрессию, а значит, и ухудшает криминогенную обстановку в городе. Особенно негативно, по мнению видеоэколога, доктора биологических наук Василия Филина, на нашу психику влияет «скопление» горизонтальных линий, прямых углов и больших плоскостей - приметы, характерные для большинства спальных районов Москвы. По его мнению, улучшить ситуацию и внести хоть какое-то разнообразие могли бы овалы и кривые линии, использующиеся при проектировании зданий.
Действительно, у граждан накопилось много недовольства типичной плановой застройкой, а ведь каждому из нас хотелось бы жить в месте если не с уникальной, то хотя бы оригинальной архитектурой. Вот, например, на юго-востоке столицы - на границе районов Марьино и Люблино - немыслимым зигзагом простирается удивительная улица под названием Верхние Поля, где мне довелось проживать одно время. Уж такая она кривопроложенная, что в ней с трудом ориентируются не только случайно заехавшие водители, но и ушлые таксисты, а дома в этом спальном микрорайоне из красно-белого кирпича - как жертвы неудачного клонирования. Однотипны здесь не только высотки, но также школы (со стандартными часами на фасаде) и детские сады, поэтому у случайно попавших сюда возникает стойкое ощущение дежавю, заставляющее людей не по одному часу плутать по микрорайону в поисках нужного адреса. И этой «бедой» страдает большинство спальных микрорайонов столицы.
Что делать с унылыми домами, которые уже построены и к сносу пока не готовятся, - большой вопрос. Оптимисты предлагают «бюджетный вариант» - покрасить! Еще в прошлом году в Москве начались масштабные малярные работы - за лето перекрасили примерно полторы тысячи грязно-серых фасадов, еще больший объем работ - впереди. Причем если в историческом центре в соответствии с канонами классической архитектуры дома сейчас обновляют в пастельные тона, то изуродованным депрессивной застройкой спальным районам обещают «безумство цвета». Теперь главное, чтобы это «безумство» не ударило по психике горожан еще сильнее, чем привычный тоталитарный серо-черный пейзаж.
Повальная серость опасна для здоровья и психики, в один голос утверждают и архитекторы, и психологии. Чем севернее город, чем меньше его обитателям достается солнечных дней, тем ярче и разноцветнее должна быть его архитектура. Однако в Москве ситуация иная. «По смелости цветовых решений новостроек столицу в последние годы опережало даже Подмосковье: пусть там строили дома и не по индивидуальным проектам, зато раскрашивали их с большой фантазией, - говорит художник-реставратор Геннадий Холманских. - Правда, этим летом область сделала шаг назад, приняв решение, из-за которого цветовая гамма Подмосковья сведется к желто-красному минимуму: теперь ради экономии на покраске фасадов здешние новостройки должны будут иметь облицовку кирпичную или «под кирпич». В Москве, особенно на окраинах, сегодня тоже нашлепали множество бетонных панельных домов новых серий с отделкой плиткой, имитирующей кирпич. Вроде бы дома и не серые, как прежде, а ярко-рыжие, но город-то снова становится однотипным.
А это скучно. Увы, столичное лицо до сих пор формируют серые хрущевки, брежневки и лужковки. В одночасье их не снести, мириться с ними придется еще нескольким поколениям москвичей. Так почему не превратить их в нечто живое и веселое?»
Еще одно решение проблемы «депрессивной застройки» специалисты видят в благоустройстве дворовых территорий, увеличении числа зеленых зон. Так, например, в Бибиреве разбили мини-сад в японском стиле, в Южном Бутове во дворах появились фигурки аистов в гнездах, а на севере столицы обыгрывают тему ягод и овощей. «Жители мегаполисов могут помочь себе и сами - развешивая на стенах пейзажи и украшая свой дом интересными элементами интерьера», - советуют психологи. Но это уже из серии «Помоги себе сам». По большому же счету архитектурные проблемы должны решать серьезные люди в серьезных ведомствах, - им за это деньги платят.
Мы обратились за комментарием к одному из независимых экспертов - архитектору Сергею Скуратову, руководителю известной архитектурной мастерской. Его мнение оказалось неожиданным:
- Архитектура жилых домов действительно сильно влияет на психику человека. Проведено уже много исследований, доказывающих пагубное влияние на человека плохой архитектуры, неудачных градостроительных решений, а также любых ситуаций, связанных с дискомфортом в городе - от дорожных пробок до отсутствия зеленых зон.
- Насколько актуальна эта проблема именно для Москвы?
- Она остро стоит не только в нашем городе, но и во всем мире. Большей частью это проблемы застройки, сделанной по остаточному принципу, - ведь прежде всего она возводилась как жилье для малоимущих. И депрессивные - это не только дома 70 - 80-х годов, но и новостройки последних лет. Потому что в отличие от домов прошлых лет, которые было гораздо более скромны в силу своего бюджетного недофинансирования, сегодняшняя застройка (2000-е годы), которую делают на деньги частных инвесторов, просто чрезвычайно избыточна. В данном случае заказчик хотел на каждом квадратном метре построить как можно больше жилья, в результате чего появились гигантские кварталы.
Взять хотя бы станцию метро «Юго-Западная». Там почти все свободные места застроены, в результате чего когда-то престижный, уютный район превратился в какую-то пафосную громаду, с чудовищной архитектурой. Так называемые посольские дома 70 - 80-х годов, построенные в духе скромного модернизма, выглядят теперь на редкость скромно: у них бедные фасады, зато достойные формы. А все остальное - это просто чудовищный китч какой-то... Он не выдерживает никаких вкусовых комментариев - ни по размерам, ни по архитектуре!
Конечно, серым панельным домам можно прибавить цвета, как, например, это делают в Германии: раскрашивают фасады, обвешивают новыми панелями, применяют цветную штукатурку...
- Главное, не впасть в другую крайность - цветовое излишество...
- На мой взгляд, Москва уже давно впала и в цветовое и в архитектурное безумие!
- А что можно сказать про Подмосковье?
- Ну, это вообще - полная паранойя! Полный беспредел - и ценовой, и вкусовой! Это проблема культуры нашего строительства и культуры нашего выбора. И если в Москве есть какой-то градостроительный план, хоть и плохая, но сетка улиц, градостроительный регламент и некая структура, то Подмосковье застраивают кто во что горазд. В Сергиевом Посаде, например, появились какие-то смешные дома с претензией на XIX век. И прямо рядом с ними растут гигантские здания в 25 этажей. А что происходит на Ленинградке в районе Куркино? Это просто караул какой-то! Такое ощущение, что архитекторы там вообще не принимали участия в проектах.
Впрочем, было бы ошибкой винить в сложившейся ситуации Москомархитектуру или главного архитектора: ведомство работает по нескольким сотням тысяч городских объектов и, естественно, не может все контролировать. Ни для кого не секрет, что архитектурная стилистика основных базовых объектов в столице зависит от вкусов небольшого числа конкретных людей, которым особо рьяные архитекторы всячески стараются угодить. При этом основная задача девелоперов, которые как раз и нанимают архитекторов, - не сделать объект лучше, а заработать побольше денег. У нас в Москве строится много красивых домов, но уродливых построек, увы, больше. Какие архитекторы - такой и город. Вот сейчас к нам активно потянулись на работу иностранцы, - не всегда самые лучшие, но уж точно - самые пронырливые. И лишь единицы из них при этом пытаются решить какие-то художественные задачи. Например, у нас почему-то совсем не строят парков. А перекрашивать спальные районы я бы точно не взялся - каждый должен заниматься своей работой и делать ее хорошо...
Комментарии