Париж при нацистах. Веселые деньки?

На модерации Отложенный На фотографиях начала 1940-х годов. Париж смотрится солнечным, воздушным, разноцветным. Парижане выглядят беззаботными и довольными жизнью, стараются модно выглядеть. Все это в значительной степени противоречит господствующим представлениям о том, что французская столица под игом нацистских оккупантов страдала и готовилась закипеть. Этот диссонанс и сделал новую выставку "Париж при оккупации" одним из самых противоречивых культурных событий в городе за последнее время. Действительно ли жизнь в Париже, захваченном нацистами, была такой идиллической, как показано на снимках?

Выставка в Парижской исторической библиотеке привлекла, по словам устроителей, неожиданно большое число посетителей – с момента открытия 20 марта на ней побывали 11 тыс. человек. Однако в последние дни 250 фотографий, входящих в экспозицию, стали предметом ожесточенных дебатов по поводу того, как следует рассказывать об истории. Критики утверждают, что кураторы мероприятия не позаботились донести до зрителей, что эти снимки являются откровенной нацистской пропагандой, призванной показать немецким гражданам, как здорово французам живется при оккупации. Отсутствие исторического контекста, по словам критиков, не только позволяет этим фотографиям создавать ложный образ нацистского правления спустя более 60 лет после появления снимков. Вдобавок выставка оскорбляет память жертв Холокоста – жителей традиционного еврейского квартала Маре на правом берегу Сены, неподалеку от которого проходит выставка.

"Это подтасовка фактов, и меня она очень задела", – выразил свое недовольство социалист Кристоф Жирард, заместитель мэра Парижа, отвечающий за вопросы культуры, в воскресном интервью еженедельнику Journal du Dimanche. Он призвал свернуть экспозицию раньше срока – официально закрытие запланировано на 1 июля.

Однако маловероятно, что выставка будет закрыта, заверил в понедельник вечером мэр Парижа Бертран Деланоэ. Деланоэ выразил сожаление, что на выставке не было больше сказано об огромных страданиях, лишениях и смертях, о которых нужно сообщить, чтобы фотографии "людей, которым жилось не так уж плохо", оказались в историческом контексте. В то же время он отметил, что отмена выставки будет означать признание "вины вдобавок к ошибкам" и выступил за дальнейшую демонстрацию экспозиции.

К тому моменту, когда Деланоэ озвучил свой призыв, кураторы выставки уже озаботились созданием контекста. Посетителей Исторической библиотеки теперь на нескольких языках информируют, что снимки сделал Андре Зюкка – француз, нанятый немецким журналом Signal, чтобы запечатлеть цветущий Париж в правление нацистов. Начальство предоставило ему крайне редкие и ценные катушки с пленкой Agfacolor, чтобы тот снимал лавочников за работой, парочки в кафе, родителей, которые играют с детьми в парках, и парижских модниц, соревнующихся в экстравагантности очков.

Несмотря на пропагандистскую цель этих фотографий, они обладают значительной эстетической ценностью, утверждают устроители, – не говоря уже о том, что цветные снимки того периода крайне редки – и именно поэтому фотографии были выставлены на обозрение. Действительно, даже Жирард признает: "Если бы посетителям четко объяснили, что в экспозиции представлены пропагандистские фото, выставка могла бы представлять большой интерес". И хотя большинство фотографий явно показывает идеализированную и приглаженную картину Парижа при оккупации, на некоторых снимках фигурируют нацистские флаги, возведенные фашистами сооружения и многочисленные немецкие солдаты в форме, которые расхаживают по знакомым парижским улицам – таким образом, происхождение фотографий не вызывает сомнений.

"Что действительно шокировало многих людей – так это рекламные плакаты и выставленные на улице фотографии, которые создают впечатление, что на самом деле было не так уж плохо", – поясняет одна из посетительниц, которая представилась Анной. Она давно живет на традиционной еврейской улице Розье, совсем рядом с Исторической библиотекой. "Практически у всех местных жителей кто-то из членов семьи погиб во время Холокоста, и люди знают, что все было не так. На самом деле, мне кажется, что любой, кто жил в Париже во время оккупации или знает тех, кто жил в то время, никогда не поверят, что показанное на фотографиях – правда". Женщина согласна с мнением, что кураторы должны были тщательнее осветить ту жуткую эпоху – смерть, депортации и репрессии. "Это вещи, напомнить о которых никогда не будет лишним", – считает Анна.