Экономический форум в Лондоне: «Жить будет тяжелее, это правда»

На модерации Отложенный

Переименованный организаторами в инвестиционное роуд-шоу, то есть в разъездную презентацию, Лондонский экономический форумне смог восстановить уровень представительства официальных лиц России, который был здесь еще два года назад. В британскую столицу снова не приехали главы крупных госкорпораций, а правительство представляет замминистра финансов Дмитрий Панкин, разъяснявший суть монетарной политики своего непосредственного шефа Алексея Кудрина. По его словам, некоторый риск перегрева экономики существует, но минфин держит ситуацию под контролем.

В Лондоне много рассуждают о влиянии мирового экономического спада на Россию. Эксперты и финансисты сходятся в том, что такое влияние весьма ограничено. Руководитель Barclays Capital Ханс Йорг Рудлофф мог бы стать достойным участником съезда единороссов - так восторженно он благодарил Владимира Путина за «последовательную политику, приведшую к экономической стабилизации», что и является страховкой от кризиса. Глава «Центринвестгрупп» Алексей Гурин предупредил о том, что сырьевой ценовой пузырь, плодами которого сейчас пользуется страна, может в конечном итоге лопнуть. Кроме того, слишком высокая инфляция также представляет опасность.

Напротив, академик Николай Шмелев уверен, что мировая рецессия обойдет Россию стороной : «Где-нибудь к осени начнет рассасываться потихоньку. Задета только строительная промышленность США, больше ничего. Финансовая система выдержит. Что касается нас (России – РС), то какие-то спекулятивные моменты будут возникать. Я не большой поклонник Кудрина и других, но [нельзя не признать, что] некий амортизатор выстроен. Разве что взорвутся все мировые цены на продовольствие».

Президент «Альфа-банка» Петр Авен в интервью Радио Свобода нарисовал такую умиротворяющую картину:

- Что надо считать стабильным: макроэкономическая ситуация, колоссальные резервы, отношение резервов к долгу (и частному и государственному) 103%. Поэтому никаких оснований у нас думать о том, что это (мировой кризис – РС) нас затронет, нет. Только 20% банковских активов рефинансированы с Запада. У нас достаточно автономная в этом смысле финансовая система. Если мы сами не будем ошибаться, никаких реальных угроз нет.

- А рост мировых цен на продовольствие?

- Это безусловная проблема. Конечно, она есть везде, но для нас она катастрофой не будет. У нас импорт достаточно большой, но наша зависимость от мирового рынка продовольствия существенно меньше, чем у многих стран мира. Никакой катастрофы не будет, будет определенное повышение цен. Но это скорее социальная проблема, чем экономическая.

- В бюджете средней семьи на продовольствие уходит до 60%...

- Это, безусловно, социальная проблема. Мы сейчас говорим о [возможной] макроэкономической катастрофе или о том, что жить будет тяжелее? Жить будет тяжелее, это правда. Но макроэкономически, тем не менее, эта ситуация не является катастрофой.

- А будет ли замедление роста?

- Замедление роста, конечно, будет, но в этом тоже нет ничего страшного.

Известный экономист Довбыш говорил, что "погибают не от большой скорости, а от внезапной остановки". Замедление роста кредитных портфелей сегодня может быть даже в чем-то и плюс. У нас ритейловые кредиты росли на 50% в год, это очень большой рост. Если они будут расти не на 50%, а на 40%, то качество кредитного портфеля [станет] лучше, только и всего.

Оптимист Авен в своем выступлении на форуме говорил и о серьезных рисках, которые накапливаются в социальной сфере:

- Все наши основные опасности связаны с тем быстрым ростом )прежде всего с ростом потребления), который мы в последние годы имели…. У нас очень высокие ожидания роста качества жизни. У нас есть куда расти. Этот бум потребления говорит о самой большой опасности, которая сегодня перед нами стоит, - это здравоохранение, пенсии и вообще социальная сфера. Ситуация в медицине… мы даже не понимаем, насколько она действительно запущена. Есть областные города, где нет ни одного нормального кардиолога. Медицина, безусловно, становится фундаментальной проблемой. Так же, как становится ей пенсия. Когда средняя пенсия к средней зарплате становится меньше 30%, это уже опасно. У нас сегодня цифра 26%, существенно ниже, чем в Казахстане. Более того, при сохранении нынешних тенденций эта цифра будет падать.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выделил те же самые болевые точки:

- Никаких других вариантов, кроме реализации радикальной пенсионной реформы с упором на накопительную часть, нет. Надо вернуться к законам шестилетней давности, их радикально пересмотреть и сформировать механизм софинансирования пенсий, в котором государство, работодатель и работник будут участвовать совместно. Те поправки, которые на прошлой неделе Дума принимала, это паллиатив. Проблема явно не решается.

По мнению г-на Шохина, только после реформирования социальной сферы можно составлять программу развития до 2020 года. Об этом он уже говорил с избранным президентом Дмитрием Медведевым. Шохин надеется на эффективную работу тандема Медведев-Путин:

- При наличии двух товарищей во власти скорость принятия решений должна быть более высокой, чем раньше. Правительству не надо [уже] по вопросам своей компетенции бегать за зубцы (в Кремль – РС) , из-за чего правительство становится органом обсуждения вопросов, но не принятия решений. В этой связи мы очень рассчитываем, что понимание двумя президентами ключевых вопросов, которое во многом совпадает и с нашим видением, есть залог быстрого принятия решений. Предыдущая система принятия политических решений (связанных с экономикой в том числе) была крайне неэффективна, Кремль был участником decision - making’ов в тех вопросах, в которых он по закону не должен участвовать. Сейчас мы вправе рассчитывать на то, что будут расставлены точки над " i " не только на темам, которые упомянул в Красноярске господин Медведев, но будет реализовано и реальное разделение властей, которое прописано в Конституции и в законе о правительстве.