Почему Семена Вайнштока прогнали из Сочи

На модерации Отложенный Используя сложные офшорные схемы, топ-менеджеры «Транснефти» продавали «прилипшую» к трубе нефть, как собственную.

Солдат не нашей армии

Когда Президент России Владимир Путин потребовал изменения маршрута трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан), чтобы защитить экологию озера Байкал, занимавший тогда пост президента «Транснефти» Семен Вайншток взял под козырек со словами: «Я солдат, а Президент – Главнокомандующий». Хозяин российских труб, один из самых влиятельных российских олигархов, сделал немало для того, чтобы выглядеть ставленником и верным союзником Путина в сырьевой промышленности

В действительности же Вайншток относится к тем немногим топ-менеджерам, которые занимали свои посты отнюдь не благодаря президенту. Семен Вайншток возглавил «Транснефть» в 1999 году, за несколько месяцев до избрания Путина президентом. То есть Вайншток достался Путину в наследство от старой ельцинской «семейной» команды, для которой назначение Вайнштока имело принципиальное значение.

В сентябре глава еще ельцинской администрации Виктор Калюжный провел внеочередное собрание акционеров «Транснефти», на котором от их имени проголосовал за отставку президента компании Дмитрия Савельева и назначение на этот пост вице-президента «ЛУКОЙЛа» Семена Вайнштока.

На следующий день офис «Транснефти» был окружен ОМОНом, после чего не согласный с отставкой прежний руководитель вынужден был покинуть «Транснефть». С того момента Вайншток усердно следит, чтобы не возникло ни малейшего сомнения в его преданности Путину, однако в действительности оставался истинным членом «старокремлевской» команды.

«Семейные» ценности

Это обстоятельство во многом объясняет мотивы той политики, которую проводил Семен Вайншток во главе «Транснефти» и продолжил во главе госкорпорации «Олимпстрой». «Старокремлевские» идеалы «семейных» сегодня сосредоточены вокруг одной ключевой формулы: «семейные» не видят для себя перспектив в современной России, все свое будущее они связывают с Западом, куда уже выведены их основные капиталы и продолжают выводиться (хоть и не в таких масштабах) новые. Очевидно, они рассчитывают на гарантии неприкосновенности своих капиталов на Западе, за что оказывают Западу некие услуги здесь, в России. И в этом контексте многие не поддающиеся объяснению с точки зрения соблюдения государственных интересов дела г-на Вайнштока приобретают совершенно определенное значение.

Вернемся к истории с переносом одной из веток ВСТО. Запад не заинтересован в быстром развитии ВСТО, поскольку проект переориентирует часть нефтяных потоков на Восток, что не только бьет по и без того раздутым нефтяным ценам, но и резко усиливает позиции Китая, его еще большую независимость от США и Европы, фактически возвращая мир к двуполярной системе.

Немедленно были подключены управляемые западными корпорациями экологи из Greenpeace и WWF. Вайншток тоже включился в процесс, но менее публично, поскольку статус главы госкомпании не позволял ему выступать с инициативами по удорожанию проекта и переносу его сроков. Тем не менее С. Вайншток молниеносно подготовил проект переноса трубы, хотя незадолго до этого утверждал, что это технически невозможно. Иными словами, увеличил сроки и стоимость строительства трубы руками Путина.

Впрочем, уходя из «Транснефти», Вайншток оставил компанию нынешнему менеджменту в таком состоянии, что соблюсти даже удлиненный переносом трубы график им тоже не удастся. И сегодня даже нельзя точно прогнозировать, насколько позже трубопровод будет запущен.

На днях нынешний глава «Транснефти» Николай Токарев рассказал о механизмах выбора подрядчиков прежним менеджментом компании, которые больше напоминают коррупционные схемы. Так, по словам Токарева, на сертификации подрядных организаций для ВСТО частный институт ВНИИСТ заработал 700 млн. долл.

Эта процедура, по его словам, была искусственной, поскольку за прохождение сертификации ВНИИСТ получал соответствующую оплату. Следует напомнить, что получение сертификата соответствия СДС «Транссерт» Вайншток сделал необходимым условием для организаций и предприятий, предоставляющих товары и услуги и выполняющих работы для «Транснефти».

Между тем, Вайншток последовательно тормозит развитие восточного нефтепотока. Причем, его действия порой не ограничиваются затягиванием строительства трубопровода. Еще осенью 2005 года Семен Вайншток резко потребовал от РЖД прекратить развитие всех проектов, связанных с расширением перевалки нефти в КНР железнодорожным транспортом, а к 2008 году и вовсе их прекратить.

Вскоре после этого стала вырисовываться особая близость главы «Транснефти» с компанией ТНК-BP, наполовину принадлежащей британцам. К концу своего пребывания в «Транснефти» Вайншток практически в открытую поддерживал ТНК-BP во многих проектах. Британцы получили серьезные преференции при работе с «Транснефтью». Примечательно, что месяц назад некоторые менеджеры ТНК-BP оказались замешены в громком шпионском скандале.

И ведь «странная» позиция «Транснефти» по отношению к российским нефтяникам возникла не недавно, а с самых первых дней его пребывания на посту главы нефтетрубы. Можно ведь вспомнить, как через год после своего назначения, Вайншток на несколько дней перекрыл доступ к трубе десяти компаниям, работавшим в Республике Коми. Тогда российские нефтяники понесли убытки на сотни миллионов. За годы работы Вайнштока в «Транснефти» можно привести массу подобных примеров.

Зато в любой нефтяной компании, имеющей дело с «Транснефтью», подтвердят, что при Вайнштоке были побиты все рекорды по «усушке» и «утруске» черного золота. Потери нефтяных компаний в трубе достигали 5%, а трубопроводная компания сама превратилась в нефтетрейдера. Используя сложные офшорные схемы, топ-менеджеры «Транснефти» продавали «прилипшую» к трубе нефть, как собственную.

Еще в августе 2003 на рабочей встрече Владимира Путина с вице-премьером Виктором Христенко Вайншток проинформировал главу государства о развитии Балтийской трубопроводной системы (БТС).

Итогом беседы стали слова Президента о том, что «транспортные возможности России на сегодняшний день превышают объем добычи нефти». С тех пор Россия значительно увеличила объемы добычи.

Однако Запад потирает руки: сколько бы ни было нефти у России реально, нефтяной поток ограничивает один важный фактор. Сдерживает потоки государственная нефтепроводная система, которая больше не в состоянии пропускать добываемые объемы. И главная заслуга в этом принадлежит «Транснефти», которая за время правления Вайнштока из недозагруженной превратилась в перегруженную и стала существенным тормозом увеличения экспорта российской нефти. Это и есть главный результат деятельности Вайнштока во главе трубопроводной системы России, который гарантирует ему сохранность денег на его западных счетах и возможность встретить старость где-нибудь в странах развитой демократии…

«Спортивные» рекорды

Теперь перед Семеном Вайнштоком стоят новые задачи, он возглавил корпорацию «Олимпстрой», от деятельности которой зависит подготовка Сочи к проведению Олимпиады 2014 года. И вновь события, связанные с деятельностью главы госкорпорации, наводят на мысль о том, что средства, выделенные на государственный проект Сочи-2014, расползаются по неведомым счетам в зарубежных банках, а Россия может стать первой в истории страной, провалившей подготовку к Олимпиаде.

Недавно зампред Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству ГД РФ Виктор Илюхин направил премьеру Виктору Зубкову письмо с просьбой «рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания Семена Вайнштока на посту главы корпорации «Олимпстрой» в связи с многочисленными высказываниями в его адрес подозрений в коррупции, сознательном раздувании бюджета Олимпиады и других действиях, объективно ведущих к срыву зимних Олимпийских игр 2014». Главным поводом для беспокойства Илюхина послужили цифры, уже не раз звучавшие как в Думе, так и на заседаниях Правительства.

Так, еще 5 марта глава госкорпорации «Олимпстрой» Вайншток заявил депутатам Госдумы, что расходы на олимпийское строительство растут, и к запланированным 300 млрд. рублей нужно добавить как минимум еще 150 млрд. Затем и председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что подготовка и проведение Олимпийских игр обойдутся налогоплательщикам в два раза дороже запланированного. На что руководство «Олимпстроя» откликнулось очередным прогнозом – по его мнению, смета увеличится втрое. До сих пор отсутствуют согласованные проекты олимпийских объектов. Неизвестно, сколько будет стоить каждый из них.

Кроме того, в регионе уже начались махинации с землей, при этом у сотрудников «Олимпстроя» есть все возможности для спекуляций и злоупотреблений в этой сфере», – отмечает Илюхин.

Буквально на днях список «олимпийских» достижений г-на Вайнштока пополнился новыми данными. Так, государственный ВТБ, второй по величине российский банк, приостановил участие в тендерах на размещение временно свободных средств госкорпорации «Олимпстрой». Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил, что причиной такого решения стала «непрозрачность тендеров «Олимпстроя». На строительство олимпийских объектов «Олимпстрою» было выделено 186 млрд руб., однако пока не началось даже их проектирование, и госкорпорация получила право размещать временно свободные средства в банках.

ВТБ вошел в число девяти банков, отобранных госкорпорацией, принял участие в двух тендерах и проиграл в обоих. После чего глава государственного банка фактически выразил недоверие руководству «Олимпстроя», обвинив его в коррупции при распределении бюджетных средств. Обвинения банкира напоминают об описанной Николаем Токаревым «непрозрачной» системе сертификации подрядных организаций «Транснефти» при Семене Вайнштоке.

Череда скандалов коррупционного свойства подконтрольных Вайнштоку структур продолжается. Правда, в Сочи речь идет уже не только о возможном нецелевом осваивании госолигархом бюджетных средств, но и о возможном срыве олимпийских перспектив России, что явилось бы страшнейшим ударом по престижу России.

Не случайно южнокорейские власти заявили, что Пьончанг по-прежнему готов принять игры 2014 года, если в Сочи возникнут неразрешимые проблемы. На одном из корейских интернет-сайтов еще в середине прошлого года была опубликована аналитическая записка корейских спецслужб, в которой содержатся рекомендации о необходимости формирования, начиная с 2009 года, альтернативных проектов госбюджетов с учетом возможного проведения Олимпийских игр 2014 года в Южной Корее. А возможный провал олимпийских подготовительных мероприятий в Сочи в данной записке оценивается как очень высокий.

Причем сценарии для Сочи, описанные в бумаге, практически точно реализуются в настоящее время в Сочи. Учитывая коррумпированность чиновников МОК (в международном Олимпийском комитете очень сильно лобби азиатских производителей спортивной одежды), возможный перенос Олимпиады в Пьончанг сегодня выглядит вполне реальным.

Впрочем, в отличие от трубы, Олимпиада находится под более пристальным общественным вниманием. Владимир Путин взял на себя личную ответственность за подготовку Сочи к Играм перед мировым сообществом. Недавно он объявил о том, что лично будет контролировать ход подготовки Сочи к Олимпиаде.

А вслед за этим был создан Комитет общественного контроля по расходованию средств на проведение Олимпиады в Сочи-2014. Для олимпийских перспектив Сочи столь пристальное внимание на самых разных уровнях – очень хорошо. А вот для Семена Вайнштока персонально – напротив.

Примерно в то же время, когда депутат, экс-прокурор Виктор Илюхин написал свой запрос, состоялись аресты нескольких сотрудников центрального офиса ТНК-BP, обвиняемых в промышленном шпионаже. Учитывая былую близость г-на Вайнштока с российско-британским нефтяным гигантом, еще неизвестно, не окажется ли он участником этой сомнительной истории. Если до этого предметом отдельного расследования не станет его нынешняя деятельность на сочинском Олимпе.