Арабские государства Персидского залива собираются ввести с 2010 года единую валюту
На модерации
Отложенный
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива собирается ввести с 2010 года единую валюту. Но, скорее всего, монетарный союз будет создан по двухскоростной европейской схеме не ранее 2015 года.
Несмотря на все усилия глав центральных банков и министров финансов стран-–участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), приехавших в начале апреля на саммит в столицу Катара, им так и не удалось расставить все точки над i в проекте по введению калиджи – единой валюты ССАГПЗ. Создание общего экономического пространства, вплоть до образования монетарного союза, было объявлено одним из приоритетов совета еще в 1981 году. Идея введения единой валюты стала активно обсуждаться в политических и экономических кругах шести членов в начале 1990−х, но окончательно обрела форму лишь в 2000−м, когда главы государств совета поручили комитету подготовить предложения по введению калиджи. План был подготовлен и одобрен главами стран залива в декабре 2001 года. Согласно дорожной карте монетарный союз арабских стран Персидского залива должен начать функционировать не позднее января 2010 года.
Гладко было на бумаге
Поначалу все шло неплохо. К 2003 году завершилось формирование зоны свободной торговли между странами-участницами. В том же году они завершили первый этап дорожной карты – привязали свои национальные валюты к доллару США и создали таможенный союз на два года раньше срока.
Первые признаки того, что процесс движения к единой валюте может забарахлить, появились в декабре 2006−го. Оман объявил, что не сможет к 2010 году обеспечить выполнение условий, необходимых для преобразования в союз. Через шесть месяцев планам по созданию единого монетарного пространства был нанесен еще один удар: Кувейт заявил, что отвязывает свою национальную валюту от американского доллара. В ноябре 2007 года свои сомнения в достижимости поставленной цели озвучил председатель Центрального банка Объединенных Арабских Эмиратов Нассер аль-Сувейди, сказавший, что «даже 2015 год кажется мне слишком оптимистической датой для создания монетарного союза».
Главным препятствием в процессе валютной интеграции, полагают аналитики, является инфляция, подстегиваемая обесцениванием доллара. И даже не столько само обесценивание денег, сколько различные темпы инфляционных процессов в странах ССАГПЗ – при введении единой валюты неизбежно начнется импорт инфляции из одних стран совета в другие. При этом сильнее всего пострадают Саудовская Аравия и Бахрейн – в этих странах показатели инфляции минимальны. Малые же страны совета опасаются, что монетарный союз даст в руки саудовской элиты, доминирующей в экономике региона, дополнительные рычаги воздействия на политическую ситуацию в регионе и приведет к потере экономического суверенитета менее развитых участников. По мнению Ясима Хусаина Али, экономиста и члена парламента Бахрейна, «для каждого правительства стран ССАГПЗ передача части своего суверенитета, в частности в экономической сфере, станет непростым решением».
Поэтому в преддверии апрельского саммита 2008 года среди экспертов получило широкое распространение предположение, что на этой встрече ведущие финансисты ССАГПЗ объявят о переносе даты введения единой валюты.
Но председатель Центрального банка Катара шейх Абдулла бин Сауд аль-Тани заявил: «Создание единого валютного пространства к 2010 году по-прежнему остается реалистичной целью». Более того, банкиры намерены ускорить работу над созданием союза. По словам шейха Абдуллы, центральные банки обязаны активизировать переговоры и качественно улучшить координацию своей финансовой политики.
Не отступим
Впрочем, финансовая верхушка ССАГПЗ не исключает возможности того, что дата создания монетарного союза будет перенесена. Шейх Абдулла заявил, что они собираются пересмотреть дату в 2009 году. Следующая встреча глав центральных банков и министров финансов стран ССАГПЗ состоится через два месяца. Как предполагают эксперты, на ней банкиры обсудят идею подписания союзного валютного соглашения. Вероятно, соглашение станет основой для создания единого наднационального финансового органа – Центрального банка ССАГПЗ. Ожидается, что головной офис этой организации разместится в Эр-Рияде – столице Саудовской Аравии.
Несмотря на неопределенность с датами, практически никто из экспертов не сомневается в неизбежности формирования монетарного союза в Персидском заливе. Но они не уверены в том, что за полтора года странам – участницам ССАГПЗ удастся решить такие фундаментальные для проекта задачи, как местоположение и роль Центрального банка ССAГПЗ, механизм координации между странами-участницами вопросов единой монетарной политики, механизм совместного использования золотовалютных резервов стран-участниц, унификация методологии сбора макроэкономических данных. Собственно, даже по вопросу названия единой валюты и ее внешнему виду среди потенциальных союзников нет пока единого мнения.
Два пути
Группа аналитиков Morgan Stаnley под руководством главного валютного экономиста банка Стефана Джена полагает, что сложившаяся на данный момент ситуация может развиваться по двум сценариям. Введение единой валюты будет либо отложено до 2015 года, либо единую валюту введут не все, а несколько стран ССAГПЗ, сформируя таким образом начальное единое валютное пространство (двухскоростной сценарий, аналогичный сценарию развития Европейского монетарного союза, опыт создания которого взят за основу ССAГПЗ).
Появится ли калиджи в кошельках жителей Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Катара, Омана и Бахрейна в 2010 году или несколькими годами позже, но его введение, безусловно, будет выгодно региональной экономике. Единая валюта позволит значительно снизить стоимость финансовых транзакций между странами – участницами союза, повысит прозрачность процессов ценообразования, усилит привлекательность местных рынков для иностранных инвесторов, укрепит политическую стабильность региона, активизирует внутрирегиональную торговлю, а также поможет диверсификации экономик стран залива. Как скоро это случится – и случится ли вообще, – зависит от решимости местной политической элиты.
Комментарии