\"Партийное\" правительство поменяет местами Кремль и Белый дом?
На модерации
Отложенный
“Ура! Наконец-то в России появится партийное правительство!” — после превращения Владимира Путина в беспартийного лидера партии “Единая Россия” околокремлевская идеологическая обслуга прямо-таки зашлась в коллективном приступе умиления. Никакое партийное правительство в западном смысле этого слова в сегодняшней России невозможно по определению. Зато звонкий лозунг о партийном кабмине дает идеологическое обоснование начавшемуся процессу ползучего перетекания полномочий от президента к премьеру.
Для появления в России полноценного партийного правительства нам недостает одной-единственной “малости” — полноценных партий. Услышав что-то подобное, любой уважающий себя “медведь” захлебнется от гнева: мол, а как же мы! Однако для того чтобы быть партией, недостаточно ею называться. А как уже многократно писал “МК”, несмотря на все формальные партийные атрибуты, “Единая Россия” — это всего лишь политический инструмент ВВП, а вовсе не нормальная политическая партия.
Впрочем, такие “мелочи” никого во власти на самом деле не интересуют. Ведь словоблудие о партийном правительстве наполнено предельно конкретным политическим содержанием. Незадолго до избрания Дмитрия Медведева новым главой государства ВВП как-то заметил, что президент — это “всего лишь гарант Конституции”. Уже тогда было ясно, что Владимир Владимирович имел в виду не себя, а своего преемника. А сейчас стал ясным и политический механизм, с помощью которого будут “опускать” президентскую власть.
В России правительство всегда было техническим придатком высшей власти — идет ли речь об императорском дворе, ЦК КПСС или Администрации Президента. Сам Путин тоже действовал в рамках этой почтенной традиции. Два бывших премьера были уволены ВВП в той же манере, в какой новые русские дают внезапный расчет надоевшим горничным. Ясно, что, превращаясь в премьера, Владимир Владимирович намерен сделать все, чтобы с ним не смогли обойтись подобным образом. И лозунг партийного правительства дает ему наилучший шанс на успех.
Если будет признано, что кабинет министров у нас партийный, то вся конструкция власти по сути меняется. Президент становится как бы ни при чем. А в роли “вершителя судьбы правительства” оказывается “Единая Россия” в лице ее думской фракции. А поскольку “медведь” слушается всех приказов своего “дрессировщика” Путина, получается, что ВВП контролирует сам себя.
Принцип партийного правительства в теории способен превратить ВВП и в первого современного премьера, обладающего формальным контролем над силовыми министерствами. Для того чтобы этого добиться, достаточно заявить, что существование “министерств со звездочками” (подчиненных непосредственно президенту) было оправданно лишь в прошлую политическую эпоху. А поскольку у нас теперь впервые создано “ответственное правительство”, его председатель имеет полное политическое и моральное право на официальный контроль над всеми министрами без исключения.
Российский политический класс всегда четко улавливает “требование момента”. Неудивительно, что в последнее время многие начали относиться к Дмитрию Медведеву с неприкрытым сочувствием. Однако “слухи” о конце президентской власти в России вполне могут оказаться преувеличенными.
Без перекройки Конституции президент с формальной юридической точки зрения все равно останется “царем горы” в российской политике, вне зависимости от степени партийности правительства. Если пуститься в область политической теории, то глава государства всегда может отправить в отставку правительство, распустить Думу и с помощью своего президентского административного ресурса попытаться добиться выборного триумфа какой-нибудь новой партии.
Одним словом, все по-прежнему зависит от неформальных договоренностей между Путиным и Медведевым и готовности сторон их исполнять. Сейчас мы наблюдаем лишь подготовку к новой расстановке фигур на политической шахматной доске. Сама партия начнется лишь в мае, да и то явно не с радикальных ходов.
Комментарии