Таможенникам велели ничего не делать без письменной визы управления собственной безопасности ФТС
На модерации
Отложенный
Руководитель ФТС Андрей Бельянинов решил усилить борьбу с коррупцией внутри таможни: подписан приказ о том, что абсолютно все решения его подчиненных, касающиеся таможенного оформления и контроля, должны быть завизированы службой собственной безопасности ФТС. Все оперативные действия таможни передаются под тотальный контроль службы, возглавляемой замглавой ФТС Игорем Завражным. Он в 2006 году уже проводил антикоррупционную кампанию на таможне — по ее итогам прежнее руководство ФТС ушло в отставку. Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов подписал приказ N 350 от 1 апреля 2008 года об обязательном согласовании проектов решений таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и контроль, с подразделениями собственной безопасности. На основании этого документа начальники структурных подразделений ФТС, региональных таможен и таможенных постов должны в обязательном порядке визировать проекты любых решений — от постановлений до телетайпограмм — в управлении собственной безопасности ФТС (УСБ). В приказе говорится, что новые правила необходимы для "выявления и пресечения таможенных технологий, использующихся в ущерб интересам экономической безопасности государства", которые, очевидно, должны содержаться именно в документах ФТС, требующих согласования. Контролировать исполнение документа господин Бельянинов поручил заместителю Игорю Завражному, непосредственное исполнение — УСБ, возглавляемому Андреем Ботищевым.
Советник по вопросам таможенного права юридической компании DLA Piper Марина Лякишева напоминает, что необходимость согласовывать акты таможенных органов с собственной службой безопасности была в ФТС всегда. Но последний приказ на этот счет, N 168 от 3 марта 2005 года, требовал согласования с УСБ нормативных актов, но не непосредственных распоряжений ФТС. Сейчас же контроль УСБ ФТС над таможней стал тотальным: без визы управления не может выйти ни один "внешний" документ таможни.
В ФТС отказываются комментировать причины, вызвавшие к жизни приказ господина Бельянинова. Последним крупным конфликтом в ФТС стала реформа Балтийской таможни, о которой "Ъ" неоднократно писал: стремясь пресечь проблемы с таможенным оформлением импорта мяса в портовых таможенных постах Санкт-Петербурга, ФТС решила закрыть Балтийскую таможню (через нее проходит около 80% импорта мяса) для таких операций. В марте ФТС пришлось де-факто отказаться от этого решения под давлением импортеров (см. "Ъ" от 17 марта). Отметим, прошедший в середине этой недели аукцион по распределению квот на импорт мяса показал, что никаких крупных изменений в работе импортеров мяса не ожидается, в списке получателей квот почти нет крупных компаний, напрямую работающих в отрасли.
Как считает первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Драганов (в 1998-1999 годах — глава Государственного таможенного комитета России), выход такого приказа означает фактическое признание высокого уровня коррупции внутри таможенных органов. "Господин Бельянинов делает все правильно",— считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Он напомнил данные последних исследований комитета, согласно которым объем коррупции в таможенных органах превосходит объем коррупции во всех "низовых" звеньях госструктур в три раза: $25-30 млрд против $10 млрд. Ведущий специалист по внешнеэкономической деятельности ООО "СТМ" Валерий Глыздов соглашается, что новый приказ следует рассматривать, как один из антикоррупционных инструментов.
"Практически во всех регионах таможенные управления выпускали свои, внутренние инструкции по таможенному оформлению и контролю, которые имели расхождения друг с другом, так было на Балтийской таможне",— говорит господин Глыздов.
В новой ситуации пресекать самостоятельность региональных таможенных структур будет УСБ и генерал-лейтенант таможенной службы Игорь Завражный. В таможне он работает с 1997 года, до этого работал в органах ФСБ и налоговой полиции Санкт-Петербурга. Службу собственной безопасности ФТС господин Завражный возглавил в 2004 году. С момента смены руководства ФТС он уже находился в особом статусе. Согласно вышедшему тогда новому положению о деятельности ФТС, впервые в разделе об организации деятельности ФТС указывалось, что "заместитель руководителя ФТС, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений" и не обязан в этих действиях подчиняться непосредственному начальнику. Теперь же УСБ и его куратор в руководстве ФТС получили право оперативного контроля всех действий таможни.
Не исключено, что происходящее начинает очередную антикоррупционную кампанию в ведомстве. Последняя кампания такого рода в 2006 году проводилась при непосредственном участии Игоря Завражного и закончилась отставкой прежнего руководителя ФТС Александра Жерихова. Тогда же Андрей Бельянинов и получил свой нынешний пост. Впрочем, на этот раз отставки руководителя ФТС никто не ждет.
29 ноября 2001 года Генпрокуратура обвинила в превышении должностных полномочий первого замначальника управления таможенных расследований Государственного таможенного комитета Марата Файзуллина и начальника таможенной инспекции Александра Волкова. По версии следствия, они вымогали $5 млн таможенных недоимок у владельца мебельных центров "Гранд" и "Три кита" Сергея Зуева. При этом сам пострадавший проходил фигурантом по делу о контрабанде мебели. 4 июня 2003 года Дорогомиловский суд Москвы оправдал их "за отсутствием состава преступления".
13 декабря 2005 года был уволен начальник Брянской таможни Александр Васбулатов, которого ФСБ подозревала в организации контрабанды в интересах криминального авторитета Ишхана Бабаяна. В апреле 2006 года его обвинили в разглашении гостайны и злоупотреблении полномочиями. В том же месяце Дорогомиловский суд восстановил его в должности, а 2 июня Советский суд Брянска вновь отстранил. Вскоре его обвинили в контрабанде в составе организованной преступной группы. О ходе расследования не сообщалось. В январе 2007 года директор Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил, что ситуацию на Брянской таможне "контролируют "воры в законе"".
28 апреля 2006 года прокуратура сообщила о возбуждении дела против начальника Дальневосточного таможенного управления Эрнеста Бахшецяна, его первого зама Александра Воробьева и трех таможенников. Их обвинили в контрабанде и превышении должностных полномочий. По версии следствия, при их содействии ряд фирм ввезли из Китая 515 контейнеров товаров на сумму 1,27 млрд руб. Эрнеста Бахшецяна арестовали и выпустили под залог 28 декабря 2007 года. Суд продолжается.
Комментарии