Владимир Путин - национальный лидер, генсек и просто вождь
На модерации
Отложенный
Во вторник на съезде "Единой России" президент Владимир Путин согласился возглавить партию, имеющую большинство в парламенте. Это произойдет в мае, после инаугурации нового главы государства Дмитрия Медведева. Наблюдатели считают, что Путин хочет укрепить свое влияние накануне перехода на должность премьер-министра и перестраховаться на случай конфликта с преемником. Желание Путина стать "вождем" и "генсеком" живо напоминает конструкцию советских времен, констатируют СМИ.
Своим согласием возглавить ЕР Путин никого не удивил, отмечает The New York Times – таким образом он подготовил почву для многолетнего совместного правления с Медведевым, полагает газета. На съезде партии, который объединил в своем облике элементы американского политического конгресса, съезда КПСС и корпоративного пропагандистского митинга, Путин указал, что не видит проблемы в совмещении поста премьер-министра и партийной деятельности. По его мнению, это "цивилизованная, естественная и традиционная для демократических государств практика".
Явным советским флером, напоминает издание, был отмечен предыдущий съезд партии, прошедший в октябре, когда ткачиха и участник Параолимпийских игр со сцены просили Путина остаться российским лидером. Тогда президент обещал подумать о том, чтобы стать премьер-министром, если страна изберет президентом достойного человека. Во вторник он заявил, что все произошло так, как и планировалось. Эксперты поговаривают, что они с Медведевым могут просто поменяться полномочиями, при этом формально не нарушая законодательство.
В то время как Дмитрий Медведев готовится занять президентское кресло, Путин становится национальным лидером, объясняет Frankfurter Rundschau. Не дожидаясь официального назначения на должность премьер-министра, он уже готовит расширение полномочий главы правительства. Полномочные представители президента на местах теперь будут подчиняться премьеру, и в регионах они будут стоять над всеми региональными представительствами федеральных министерств и ведомств.
Однако это может оказаться лишь видимостью победы, предупреждают эксперты. "Единая Россия", будущая основа власти Путина, – это лишь место сосредоточения интересов государственных чиновников и бизнесменов. Два миллиона членов партии, вступившие в нее из-за оппортунизма или под давлением, могут быстро перенести свою лояльность от Путина к Медведеву, если это будет сулить им больше выгоды.
Вчера завершились несколько месяцев политического маневрирования, за счет которого Путин останется у власти на многие годы, считают журналисты The Wall Street Journal Грегори Уайт и Алан Каллисон. Сделавшись лидером "Единой России", он привязал к себе колоссальную политическую базу, которая обеспечит ему авторитет на новом посту премьер-министра, подчеркивают аналитики.
За восемь лет в должности президента Путин завоевал широкую поддержку внутри страны благодаря стремительному экономическому росту, повышению уровня жизни и наращиванию влияния за границей. Одновременно он сосредоточил власть в Кремле, свернул свободу прессы и выборов, усилил государственный контроль над экономикой и стал проводить более напористый внешнеполитический курс, напоминает американское издание. Теперь же Путин перекроил политический ландшафт России, дабы обеспечить себе дальнейшее влияние.
Зарезервировав себе должность премьер-министра и лидера партии, Путин продемонстрировал недоверие к собственному преемнику, приводит газета комментарий опального российского олигарха Бориса Березовского. По мнению Березовского, Владимир Путин и его окружение "сильно нервничают из-за инаугурации Медведева, так как с этого момента он получит широчайшие президентские полномочия".
За счет председательства в ЕР Путин действительно получит больше власти, полагает испанская El Pais. Взяв под контроль правящую партию, он гарантирует свое будущее, что бы ни случилось с его ныне крепкой дружбой с Медведевым. История знает множество примеров, когда ученики не соглашались на роль, назначенную им их покровителем. Путин это знает и потому старается перестраховаться. В российской политической системе премьер-министр беззащитен перед президентом – глава государства может отправить его в отставку без каких-либо объяснений. Теперь же впервые в истории новой России премьер-министр будет лидером партии, выигравшей парламентские выборы, сообщает газета.
Назначение Путина лидером главной российской партии – событие в лучших советских традициях, считает обозреватель журнала Time Юрий Зарахович. Он напоминает, что в прошлом нередко номинальным главой государства был один человек, но страной управлял другой – лидер Коммунистической партии. При Ленине формально Советскую Россию возглавлял Яков Свердлов, при Сталине – Михаил Калинин. Даже когда Михаил Горбачев стал первым и последним президентом СССР, его власть продолжала опираться на КПСС. И хотя при Борисе Ельцине полномочия сосредоточились в руках президента, Путин, похоже, собирается вернуться к проверенной системе.
Возглавив "Единую Россию", Путин четко дает понять: его авторитет превосходит все конституционные установления, пишет Зарахович. Не зря спикер Думы Борис Грызлов, уходящий председатель ЕР, напомнил съезду, что Путин – еще и "национальный лидер". По мнению автора статьи, здесь больше подошло бы русское слово "вождь", однако в России его избегают из-за воспоминаний о Сталине. Тем не менее, тщательный подбор слов не меняет сути сказанного. Формально в России действует конституционное правление, однако Путин – вождь, власть которого превалирует над всеми формальными структурами.
"Единая Россия" действительно напоминает нечто советское, хотя на последнем съезде речи были короче, костюмы сидели лучше, а наручные часы стали дороже, иронизирует The Financial Times. На взгляд западного наблюдателя, ЕР – очень странное образование. Это партия, у которой нет идеологии, а цель только одна – поддерживать Владимира Путина. После 70 лет под властью КПСС россияне устали от идеологии, к партиям они относятся с подозрением, отмечает аналитик Квентин Пил. Однако "Единую Россию", созданную по инициативе сверху и послушную Путину, они поддержали весьма активно. Теперь эта партия "уговорила" уходящего президента сохранить политическое влияние.
Как минимум половина присутствующих на съезде ЕР во вторник не выглядела бы неуместно на съезде КПСС в 1980-е годы, продолжает Пил: это были одутловатые чиновники в костюмах, прибывшие из провинций. Стиль обсуждения тоже был старомодным: никаких дискуссий и стремительный переход от одного пункта повестки дня к другому, практически все решения принимались единогласно.
"Единая Россия", определенно, не является близнецом старой компартии, признает автор. Она хочет развивать бизнес и рынки капитала, пусть во многих случаях в партнерстве с государством. Но от некоторых старых привычек просто так не избавишься. Когда президент Татарстана, член "Единой России" Минтимер Шаймиев спустился в зал, его спросили, в чем смысл произошедшего. "Теперь партия отвечает за все, – ответил он. – Правительство вносит законы, Дума их утверждает, а партия контролирует исполнение". Весьма похоже на старые времена, подводит итог FT.
Комментарии