Станет ли хоккейный Кубок Гагарина таким же престижным, как и Кубок Стэнли

На модерации Отложенный С окончанием чемпионата России-2007/2008 завершила свою работу и хоккейная суперлига. С этого самого момента наступила эра новой Континентальной хоккейной лиги. Подготовка грандиозного, если судить по амбициям его организаторов, проекта находится в решающей стадии. Однако многие вопросы все еще остаются нерешенными, не подписан, в частности, коллективный договор между хоккеистами и работодателями, без которого чемпионат КХЛ просто не начнется. «Новые Известия» постарались разобраться, какие еще проблемы предстоит решить лиге.

Впервые в нашей истории чемпионат России по хоккею пройдет по дивизионной системе. Это позволит расширить лигу без увеличения числа матчей в регулярном первенстве. Но сходство с заокеанской Национальной хоккейной лигой здесь только внешнее. Организаторы КХЛ отказались от формирования дивизионов по географическому принципу, так как командам с Востока пришлось бы путешествовать намного больше, чем их западным соперникам. Поэтому при жеребьевке применили рейтинговую систему. Вот и вышло, что рижское «Динамо» будет сейчас скрупулезно изучать расписание авиарейсов до Хабаровска, поскольку латвийскому участнику КХЛ придется регулярно ездить в гости к «Амуру». Теперь командам предлагается играть по четыре матча с оппонентами из своего дивизиона и по два – с представителями трех других. Но при дальнейшем расширении чемпионата, по словам идейного вдохновителя лиги Александра Медведева, будет все-таки учитываться географический фактор. Из других важных регламентных новинок стоит отметить, что все серии плей-офф, как и в НХЛ, пройдут до четырех побед. Что, безусловно, сделает решающую фазу первенства – борьбу за Кубок Гагарина (именно так назвали чемпионский трофей) – только интереснее.

Однако самое интересное – принципиально в новом подходе к комплектованию клубов. Вернее, новый он для нас, в Северной Америке эта система работает уже давно и успешно. Так вот, для совокупного дохода хоккеистов команды устанавливается предельное значение – так называемый «потолок». Он составит 15 млн. долларов по основной ведомости, плюс 7,5 млн. на четырех хоккеистов, обладающих статусом так называемой «звезды». В эту сумму должны входить различные надбавки и бонусы. Правда, из правила есть одно исключение. Если хоккеист получает конкретное контрактное предложение из-за океана, то клуб КХЛ имеет право предложить ему договор на любых финансовых условиях, лишь бы игрок остался «дома». И сумма такого контракта в «потолке» учитываться не будет. Отметим также, что у фонда зарплат есть и нижняя граница – 10 млн. долларов.

Поскольку сейчас говорить о прозрачности клубных бюджетов несерьезно, то и рассуждения о том, много ли команд уже бывшей суперлиги впишутся в рамки «потолка», могут быть только приблизительными. Думается, что уфимскому «Салавату Юлаеву», казанскому «Ак Барсу» и магнитогорскому «Металлургу» (а возможно, и другим) все-таки придется урезать денежное довольствие своих хоккеистов. Согласятся ли с этим сами спортсмены? Пока сказать трудно. В ближайшее время должен быть подписан коллективный договор между профсоюзом игроков и объединением работодателей клубов КХЛ. Но глава профсоюза Александр Харламов уже говорит о серьезных разногласиях по некоторым пунктам. Так, по словам сына легендарного Валерия Харламова, именем которого назван один из дивизионов, игроков предложенный «потолок» зарплат не устраивает.
Еще один спорный вопрос – это разрыв контракта. По нынешнему регламенту получается, что игрок в случае расторжения соглашения по своей инициативе выплачивает клубу больше, нежели клуб ему в обратной ситуации. С точки зрения хоккеистов, условия должны быть одинаковы в обоих случаях.

Но самая проблемная, пожалуй, тема – это молодые игроки. По новому регламенту каждый клуб должен будет включать в заявку на матч только одного хоккеиста-юниора (сейчас двоих). А первый контракт с «масочником» собираются заключать как минимум на четыре года. Годовая зарплата выбранного в первом раунде драфта юниора не может превышать 30 тыс. рублей в месяц. Тем, чья судьба определится в последующих раундах, будут платить и того меньше. С нынешними зарплатами молодых игроков эти суммы, прямо скажем, несоизмеримы. К тому же с каждым новым годом зарплата у юниора будет расти не слишком высоким темпом. К четвертому сезону оклад повысится только на 50 %. В общем, есть реальное опасение, что талантливая молодежь предпочтет не «сидеть» за смешные деньги в фарм-клубе, а отправится искать счастья за океан. Ведь там есть множество низших лиг, в том числе и юниорских, уровень которых, будем откровенны, выше наших аналогичных соревнований. И платить там будут российскому юниору побольше. Вряд ли такое развитие событий устроит владельцев клубов КХЛ.

Полемичной можно назвать и совершенно новую для нашего хоккея систему драфтов и отказов. Теперь у нас, как и в НХЛ, молодых игроков клубы будут «разбирать» в межсезонье согласно следующему приоритету: первыми выбирают слабейшие, заканчивают сильнейшие. По ходу чемпионата в том случае, если команда решит переместить хоккеиста из первого состава в фарм, в течение 24 часов такого игрока сможет забрать любой другой клуб. Если желающих найдется несколько, то опять же приоритет у худших команд. Идея этих нововведений, безусловно, благая, и она сформулирована в проекте регламента КХЛ – «равномерное перераспределение хоккеистов по клубам лиги». Как говорится, чтобы не было ситуации, когда у одних густо, а у других пусто. Но пока не слишком понятно, как этот механизм будет реализован на практике. Поедет ли 16-летний воспитанник, к примеру, питерского хоккея, в Хабаровск, если его выберет на драфте тот же «Амур»? «Почему бы и нет», – говорят организаторы лиги, утверждая, что и сейчас совсем немногие хоккеисты начинают профессиональную карьеру там, где их воспитали. Но даже в Северной Америке, где система драфта отработана практически до совершенства, иногда происходят непредвиденные случаи. Все помнят историю с Эриком Линдросом, одним из самых талантливых игроков в истории канадского хоккея. Он отказался подписывать контракт с клубом «Квебек Нордикс», который выбрал его на драфте 1991 года. Пришлось «северянам» обменивать Линдроса на других, более покладистых хоккеистов. Так вот, пока неясно, заработает ли у нас в стране этот самый драфт. Решать эти, а также другие вопросы, вполне возможно, придется уже по ходу нового чемпионата. Который, как надеются организаторы КХЛ, со временем станет не менее престижным, чем первенство НХЛ, а Кубок Гагарина превратится в столь же желанный трофей, как и Кубок Стэнли.