Российская семья - какая она сегодня?
На модерации
Отложенный
Нынешний, 2008 год объявлен в нашей стране "годом семьи". О семье стали много говорить не только эксперты, но и политики, представители власти. С одной стороны, это вроде бы хорошо. Давно пора было начать публичное, разностороннее обсуждение вопросов о том, что такое современная российская семья, как она устроена, на чем держится. Однако, с другой стороны, характер развернувшейся дискуссии с ее однообразными призывами "возродить традиции", "морально оздоровить", "запретить" и т.д. невольно вызывает ощущение, что вся акция во многом сводится к голой риторике.
Хочу подчеркнуть, что я вовсе не против возрождения традиций, морального оздоровления или, например, запрета на применение физического насилия в семейной жизни. Но, на мой взгляд, вспоминая о традициях или моральном оздоровлении, по делу следует вести речь о чем-то реально существующем, конкретном, то есть о нормальной российской семье. А еще - о необходимости специальных исследований всех этих сюжетов и о формировании уже на этой основе соответствующих рекомендаций по поводу того, как должны складываться отношения между нынешней российской семьей и государством. Ведь характер этого взаимодействия будет во многом предопределять общий тренд развития страны. Мировой опыт показывает, например, что усиление патерналистских начал государственной политики, и уж тем более прямое вмешательство государства в сферу "частной жизни", способно всерьез затормозить модернизационные процессы.
В то же время принятие строго выверенных социальных стандартов жизнеобеспечения граждан или ориентация на такой уровень средней заработной платы, которая гарантирует восстановление рабочей силы не только взрослого труженика, но и его ребенка, как правило, обеспечивают основы для самостояния граждан и их семей. Понятно, что в первом из этих случаев семье достается роль иждивенца, подкармливаемого "от щедрот" государства. Отчего, кстати, выигрывает вовсе не семья, а чиновники соответствующих ведомств. А вот в случае самостояния семья не только укрепляется сама по себе, но и становится способной превратиться в некую естественную подоснову гражданского общества или даже стать его составной частью.
Еще каких-нибудь двадцать лет назад, в советское время, семья считалась чуть ли не составной частью государства, должностные лица которого могли напрямую вмешиваться в ее дела. И это казалось нормальным. В наши дни семья рассматривается нашими согражданами как институт, который находится вне сферы вмешательства государства и общества. На вопрос, что значит для них семья, чаще всего они отвечают: "Мой дом - моя крепость". Они допускают вмешательство общества или государства в частную жизнь только в крайнем случае - если кому-то из членов семьи угрожает насилие, если происходит нарушение прав человека в семье.
Но, с другой стороны, отличительная черта нынешних внутрисемейных отношений - их кратность, временность. Сегодняшний брак рассматривается основной частью наших сограждан как "контракт на время". Возможность перезаключения этого контракта, связанная с процедурой развода, осознается ими и как общее благо, и как проявление их личностной свободы. В наши дни практически перестала действовать норма "сохранения семьи во имя благополучия детей", скреплявшая браки в советское время. Социологи с изумлением обнаружили, что вряд ли какой-либо еще институт российской жизни считается сейчас столь же значимым выражением свободы личности как институт развода.
Очевидно, что интересы индивида, его свобода, его счастье являются для наших сограждан более значимыми ценностями, чем ценность семьи ради семьи.
Еще одна отличительная черта нынешней российской внутрисемейной жизни - это отсутствие в ней жесткого подчинения одного пола другому. Причем нет ни бесспорного признания авторитета отца, ни полного контроля над жизнью семьи со стороны матери.
Судя по социологическим данным, выясняется, что взаимность является для наших сограждан скорее "декларируемой", чем рутинной нормой, которая определяет их повседневное поведение.
В большинстве семей основная часть домашней нагрузки по-прежнему приходится на женщин. Хотя и здесь отмечаются явные перемены - постоянно растет число респондентов, утверждающих, что домашний труд они выполняют "сообща".
Другие параметры, такие, скажем, как степень подчиненности индивида семье или степень участия в принятии решений, также говорят об устойчивости процесса демократизации внутрисемейных отношений. Свою роль в этом процессе играют и внешние обстоятельства. В последние десятилетия кризисное состояние на рынке труда, общая социально-экономическая нестабильность наряду с другими факторами невольно вынуждали российскую семью отказываться от четкой ориентации на традиционное разделение семейных функций в пользу иных, более современных и гибких правил поведения, в частности демократического правила "взаимозаменяемости" всех семейных обязанностей.
Наконец, одним из наиболее важных показателей демократизации, модернизации семьи является, бесспорно, осознание ее членами своих гражданских функций или социальной ответственности семьи. В первую очередь с точки зрения социализации детей в семье в духе гражданственности. Но, кроме того, еще и с точки зрения готовности семьи, ее членов к участию в гражданских инициативах. Чтобы выяснить, каковы представления наших сограждан об этой функции современной российской семьи, в одном из социологических опросов был поставлен следующий вопрос: "А можно ли говорить о социальной ответственности семьи? Или семья - это сугубо личное дело?" Вот примеры самых типичных ответов на него:
"Социальная ответственность семьи обязательна, потому что, например, если я родила ребенка, у меня уже социальная ответственность и личная ответственность заботиться о нем, пока он не встанет на ноги, и до тех пор, пока я не посчитаю, что уже теперь он может сам что-то делать. Но при этом, естественно, степень заботы меняется с возрастом. Тут главное не переборщить, а найти золотую середину, что вообще очень трудно".
"Социальная ответственность тоже должна быть, потому что существуют дети, существуют родители и должна существовать ответственность друг за друга в семье. Никто никого не должен бросать. Бывают и болезни, и несчастья, и катастрофы и, безусловно, хочется или не хочется, может быть, даже не хочется, но ты обязан это делать. Ответственность должна быть за всех членов семьи".
Очевидно, что наши респонденты даже не ухватывают существа поставленного вопроса. Они говорят лишь о своей личной ответственности перед членами семьи за их выживание и воспитание. Проблема сочленения семейных и гражданских обязанностей чужда их сознанию, хотя в числе наших респондентов были представители общественных организаций, политических партий.
Почему это так? Скорее всего потому, что в России "частное" никогда не пыталось взаимодействовать с "публичным", не вторгалось на его территорию. Но ведь и "публичного" в прямом смысле этого понятия в сущности никогда и не было. К тому же и сфера "частного" только-только начала у нас выделяться в отдельную сферу человеческого бытия. Она пока не рассматривается как основа устойчивых социальных связей, как опора гражданского общества. С другой стороны, распространение норм и ценностей демократии, исподволь вызревающих в семье, на "большое общество" во многом блокировалось государственной политикой, в которой вообще отсутствовал компонент демократического просвещения граждан.
На мой взгляд, если государство всерьез озаботится тем, чем живет российская семья, то оно должно будет учитывать все эти проблемы. Окажется ли оно готовым с помощью специальной политики способствовать самостоянию, укреплению семьи как места, где исподволь, в повседневной жизни, вызревают зерна демократии? Вопрос открытый. Неким ответом на него станут в том числе и мероприятия по проведению Года семьи. Поживем - увидим.
Комментарии
И получив за них деньги.