Конфликты учителей и учеников все чаще решает суд
На модерации
Отложенный
Это раньше все шероховатости и острые углы взаимоотношений учителя и ребенка должны были сглаживать родители. Теперь в России новая тенденция: педагоги и ученики выясняют отношения в суде. Судьи вынуждены признать, что школьные конфликты — одни из самых жестоких, а главное, бессмысленных.
На уроках Ваню называли дебилом
В отношении преподавателя математики Валентины Неумывакиной из школы N 2 села Александровское в Ставропольском крае возбуждено уголовное дело по ст. 110 Уголовного кодекса — «Доведение до самоубийства». Перед тем как наглотаться таблеток, девятиклассник Ваня Черников оставил родителям видеозапись на мобильнике. «Виновата только Валентина Ивановна. Она подтолкнула меня… В общем, не плачьте, пожалуйста».
Неумывакина до сих пор в шоке от случившегося: как только стало известно об уголовном деле, она ушла на больничный.
— Для нас это тоже гром среди ясного неба. Валентина Ивановна проработала в школе 36 лет, ни с кем не конфликтовала. Не было у нее проблем и с Иваном, — уверяет «Известия» директор школы N 2 Любовь Тумакова. — Да, учительница требовала от мальчика выполнения домашнего задания. Но это же рядовая просьба! В декабре прошлого года она маму Ивана предупредила, что мальчик стал хуже учиться. Но этим все и ограничилось. Мама работает в бухгалтерии районного отдела образования, и если бы у ее сына и Неумывакиной был серьезный конфликт, об этом узнали бы не только в школе, но и в районе.
В школе говорят, что Валентина Ивановна «опытный педагог, уравновешенный человек». Иван Черников учился на «тройки» и «четверки», проявляя больше склонность к гуманитарным предметам.
Перед тем как решиться на страшный поступок, Ваня две недели не ходил в школу.
— Но не из-за ссоры с учителем, а из-за болезни. Нам передали справку. На уроках Иван больше не появлялся. Я надеюсь, что правоохранительные органы выяснят истинные причины этой трагедии. Ведь в видеообращении мальчик говорил не только об учительнице, но и о родителях, призывал их не ссориться. Не исключено, что на роковой шаг его подтолкнули проблемы в семье, — уверена Тумакова.
Но следствие считает так: до рокового 30 января 2008 года Ваню в кабинете математики периодически ждал «холодный душ». Неумывакина «предъявляла завышенные требования, систематически публично оскорбляла ученика, допускала рукоприкладство в отношении подростка», говорится в материалах прокурорской проверки. За сухими строчками документа — трагедия семьи.
Правда, в селе далеко не все разделяют позицию прокуратуры: слишком все неоднозначно в истории гибели Вани. Многие селяне хорошо знают семью Черниковых.
— Отец мальчика часто прикладывался к рюмке, — рассказал «Известиям» местный предприниматель, попросивший не называть своего имени в газете. — Некоторое время назад жена от него уходила. Несладко Ване жилось, чего говорить. Конечно, у его родителей теперь есть удобный предлог переложить личную вину на учительские плечи.
Папа Вани работает на местном «Водоканале». И он намерен воевать за сына до конца.
— О каком семейном конфликте можно говорить? Дети заявили в прокуратуре, что учитель била сына по голове, называла его дебилом. Она преследовала его с пятого класса! — Николай Черников очень волнуется. — Он нам ничего не говорил. Молчал. Лучше бы рассказал обо всем! Это правда, у нас с женой полтора года назад были проблемы. Но с тех пор мы живем дружно. Если бы это было причиной, разве все случилось бы спустя столько времени? Марина (мама Вани) сейчас в больнице, она не может смириться с произошедшим. Я знаю, что педагогу сейчас нанимают адвоката. Пусть хоть пять адвокатов подключают! Я буду обращаться к нашим депутатам, к Валентине Петренко. Пусть они наблюдают за процессом. Знаю, что в суде работают родственники педагога. Мы боимся, что ее могут оправдать.
Верните учителю уважение!
Педагоги Нижнего Новгорода тоже ждут начала процесса. Десятиклассник Сергей Бебенин должен ответить за то, что ударил и оскорбил учителя истории Елену Кудакову.
Все случилось в начале нынешнего учебного года. 2 октября на одной из перемен в коридоре школы N 26 ученик 10 «Б» Сергей Бебенин набросился на ученика 10 «А» Толю Крутова. Как говорят в школе, он избивал Крутова руками и ногами, выкрикивая: «козел», «дебил». Одноклассники Крутова бросились к дежурному учителю. В этот день им оказалась преподавательница истории Елена Кудакова. В школе о Елене Васильевне отзываются очень хорошо, говорят, что она опытный учитель и отличный педагог.
Кудакова бросилась к Бебенину: «Как тебе не стыдно!» В ответ десятиклассник отшвырнул ее так, что она ударилась спиной о стену. Степень унижения учителя не передать словами: ученики слышали, как Бебенин кричал ей вслед гадости. Его притащили в учительскую, только когда на помощь подоспели другие педагоги.
— Это было что-то ужасное. Бебенин был в совершенно неуправляемом состоянии, — признается директор школы N 26 Ирина Соколова. — Сами мы его усмирить не смогли, пришлось вызывать участкового.
Про Сергея Бебенина в 26-й школе говорят: чужой ребенок. Он успел проучиться здесь всего месяц, толком узнать ни его, ни семью педагоги не успели. И тем не менее за это недолгое время Сергей, судя по всему, сумел создать о себе определенное представление — не раз срывал уроки, дрался. В школе N 85, из которой он пришел в 26-ю, парень тоже проучился всего пару лет: в 10-й класс его не взяли — классы комплектовались профильные, с углубленным изучением предметов, а Бебенин, как говорят педагоги, «недотягивал».
— Он ведь не без способностей, мог бы при желании, думаю, и на «четверки» учиться. Но психика очень взрывная, — отзывается о нем директор 85-й школы Татьяна Ермакова.
Она вспомнила, что и во время учебы в 85-й школе ей однажды пришлось вызывать участкового, чтобы усмирить Сергея. Но пока милиционер шел, парень и сам успокоился. Татьяна Ермакова не раз общалась с мамой Сергея, хорошо знает и его сестру, которая успешно окончила эту же школу несколько лет назад.
— Я его маме говорила, что надо бы его полечить, — признается директор и добавляет: — Если честно, я коллеге из 26-й школы не завидую, непростой ребенок.
Но после конфликта с историчкой, с октября 2007 года Сергей Бебенин в 26-й школе больше не учится. Его мама принесла заявление, что он переходит в техникум. Но тот громкий эксцесс, произошедший 2 октября, закончился для Сергея Бебенина гораздо серьезнее, чем «неуд» по поведению. Ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса «Оскорбление» и ч. 1 ст. 116 «Побои». Елена Кудакова предъявила ученику и гражданский иск о возмещении морального ущерба в размере шести тысяч рублей.
Обе стороны будущего судебного разбирательства крайне нервно реагируют на внимание прессы.
— Мне это все не нужно и надоело, не хочу! — категорически отрезала мама Сергея Ирина Владимировна.
Примерно так же отреагировала и Елена Кудакова:
— Я хочу забыть обо всем этом, понимаете, — взволнованно сказала она. — У меня уже четыре больничных было!
Ирина Соколова признается, что опасается за здоровье своего педагога.
— Человек очень тяжело все это переживает, и я просто боюсь, что она у меня в больницу попадет. На моей памяти такое — чтобы к разрешению школьного конфликта пришлось привлекать суд — происходит впервые, — признается она «Известиям». — И нам такая «слава» не нужна, лучше бы всего этого не было. Но это произошло, и вся школа — и педагоги, и дети, и родители — в этой истории, конечно, поддерживает нашего преподавателя. Мы ведь все там были и все видели. Понимаете, в последнее время на учителей было немало грязи вылито, — добавляет она. — Это несправедливо! Может быть, хотя бы решение суда вернет уважение к учительству.
«Война» учеников и педагогов распространена и на Западе
Полина Киселева
В США полиция начала расследование уголовного дела о приготовлении преступления против учительницы девятью учениками одной из начальных школ в городе Вэйкросс (штат Джорджия). Мальчики и девочки 8-9-летнего возраста, с хорошей успеваемостью и поведением планировали пытать собственную учительницу за то, что она отругала одного из учеников. Детишки принесли в школу скотч, изоленту, наручники, сломанный острый столовый нож и массивное пресс-папье, которое они собирались использовать при нападении. Дети также распределили между собой роли: кто караулит, кто бьет, кто убирает следы.
Заговор удалось раскрыть случайно, когда у одной из участниц «преступной группы» увидели нож. В скором времени дело будет передано в прокуратуру, а некоторые из участников школьного «преступного сообщества» из школы будут отчислены. Про жертву малолетних преступников известно, что она педагог с большим стажем и опытом работы с «трудными» детьми.
Во Франции педагоги встали на защиту коллеги, который дал ученику пощечину. В городке Берлемон педагог попросил ученика ликвидировать беспорядок на столе. Мальчик сделал вид, что не слышит. Тогда учитель смахнул тетрадки с его стола. В ответ шестиклассник назвал его «задницей». Педагог влепил ему пощечину.
За это учитель был арестован — ребенок оказался сыном местного полицейского. Но в течение суток ситуация развернулась на 180 градусов — ребенка на три дня отстранили от занятий, а педагога выпустили. 15 тысяч его коллег и родителей здешних учеников подписались под письмом в его защиту. С ними оказался солидарен даже Франсуа Фийон, премьер-министр Франции.
Беды ребенка — от учителя
Марьяна Безруких,
психофизиолог, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО:
— Не вина, а беда нашей школы — учитель, не знающий ребенка, не понимающий его проблем и возрастных особенностей, не умеющий помочь, требующий, когда надо и не надо, раздражающийся и унижающий ребенка постоянно не по злобе, а от собственного бессилия и безысходности.
Тех специалистов, что приходят сегодня в детский сад и школу, в институтах учат многому, но дают лишь минимум знаний о ребенке. Возможно, опытные педагоги, о которых идет речь в статьях, — прекрасные математики и филологи, физики и химики. Но неразрешимые конфликты с детьми — свидетельство их низкой квалификации как педагога, как учителя. И дело здесь вовсе не в душевной доброте, любви к детям вообще, а в умении понимать, сопереживать, быть доброжелательным и терпеливым. Знать, как просто ребенка можно сломать, как быстро бездушные требования рождают сопротивление унижению и боль обиды, протест и агрессию, как неприятие вызывает отторжение.
В первый класс никто из детей не приходит озлобленным, неуправляемым, агрессивным. Но почему же потом они становятся такими? На этот вопрос должны ответить прежде всего сами учителя. Сто лет назад великий педагог Януш Корчак написал: «Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, кто слабее. Плохая наука, мрачное предзнаменование». Фактически учитель получает ответную реакцию. И никакой суд не сможет вернуть уважение учителю и учительству. Уважение можно заслужить только уважением к ребенку.
Комментарии