Синдром Косово

На модерации Отложенный

Независимость бывшей сербской провинции оживила надежды сепаратистов по всему миру. Россия хотела бы воспользоваться этим прецедентом и применить опыт Косово в районе Черного Моря, на Кавказе. Однако это может оказаться палкой о двух концах!

Однажды летом грузинский писатель Отар Чиладзе загорал на черноморском пляже в Гаграх, в Абхазии, автономной грузинской республике. Это было в начале 1980-х годов, советская империя казалась тогда незыблемой. Рядом с Отаром принимал солнечные ванны его русский собрат по перу, который тоже отдыхал в санатории Союза писателей. 'Как здесь красиво! - внезапно воскликнул он, - Поверь мне, Вам этот регион никогда не вернут!'. Несмотря на субтропическую жару Отар почувствовал на своей коже дуновение холодного ветра с севера: 'Я считал этого человека своим другом. А он им не был'.

В начале марта 2008 года, ссылаясь на опыт Косово, бывшей провинции Сербии, где большинство жителей составляют албанцы, пророссийские сепаратисты, которые пятнадцать лет правят в Абхазии, обратились к ООН, Евросоюзу и России с настоятельной просьбой признать их самопровозглашенную независимость. Их 'коллеги' из Южной Осетии, которые тоже желают окончательно порвать с Грузией, совершили такой же демарш. В конце февраля в Приднестровье, сепаратистском регионе Молдавии, политическая коалиция выдвинула идентичное требование. В Ереване сразу же после своей оспоренной оппозицией победы на выборах Серж Саркисян счел, что прецедент Косово может оказаться полезным делу Армении. Иначе говоря, его родины - Нагорного Карабаха, бастиона сепаратизма в сердце Азербайджана, который в 1994 году после кровопролитных сражений перешел под контроль Армении.

Назначение российских чиновников в правительства сепаратистских республик

Итак, сейсмическая волна с эпицентром в Приштине прокатилась до Черного моря, Южного Кавказа, где постсоветские конфликты угрожают суверенитету государств. Этому немало способствовала Россия, которая пригрозила признать Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье в случае, если Вашингтон и Евросоюз будут поддерживать Косово в его стремлении к независимости. Она также предупреждала, что ситуация может развиваться по худшему сценарию, что может настать 'начало конца' процесса европейской интеграции; произойти цепная реакция в Боснии-Герцеговине, Македонии, испанской Стране Басков, Каталонии, Северной Ирландии, Бельгии, Корсике . . . И правда, Испания, Кипр и ряд стран-членов Евросоюза, которым внушают опасения их национальные меньшинства, отрицательно отнеслись к независимости Косово.

Канада не сразу признала новорожденную республику косоваров. Но не успела она это сделать, как сторонники суверенного Квебека, которые, как показал референдум 1995 года, находятся в меньшинстве, потребовали признать и независимость 'Прекрасной провинции'. Эффект Косово 'может вновь разжечь самые устойчивые сепаратистские настроения, считает Изабель Факон (Isabelle Facon), сотрудник Фонда стратегических исследований, - но не спровоцировать цепную реакцию'.

Глава российского МИД Сергей Лавров сегодня утверждает, что демонстрации в Тибете являются прямым следствием той "каши", что заварили в Приштине. Не самое проницательное из его замечаний. Опираясь на принцип территориальной целостности государств, основу основ Устава ООН, российские власти боролись до конца, чтобы отсрочить на неопределенный срок провозглашение независимости Косово, которую они считают незаконной. Сегодня Кремль негодует, что Соединенные Штаты и большинство членов ЕС поддержали Косово. И действительно в международном праве эта история пробила брешь, которую ЕС поспешил залатать, объявив, что Косово - случай особый, 'sui generis', и его ни в коем разе нельзя соотносить с другими существующими ситуациями.



И правда, что может быть общего между бывшей провинцией Сербии, где националистический режим Слободана Милошевича проводил 'этническую чистку' албанского большинства, и Абхазией? Там с помощью добровольцев и оружия из России, власть захватила представляющая меньшинство группировка и стала 'вычищать' регион от его обитателей грузинского происхождения, которые составляют более половины населения. Сегодня Москва выдает российские паспорта практически всем резидентам Абхазии и Южной Осетии. Более того, Кремль напрямую назначает российских чиновников в сепаратистские правительства, где они возглавляют службы безопасности и занимаются вопросами обороны. В начале марта Москва в одностороннем порядке отменила резолюцию, принятую Содружеством Независимых государств (СНГ) в 1996 году, которая вводила экономические, финансовые и коммерческие санкции против Абхазии - решение, которое Тбилиси назвал провокацией. Приднестровье, где часть населения также имеет российские паспорта, этот шаг оценило позитивно. 'Это четкий знак того, что поддержка своих соотечественников за границей является для Москвы приоритетом', утверждает 'внешнеполитическое ведомство' Тирасполя.

'Если Россия не отреагирует, значит, она смирилась со свершившимся фактом'

Категорически отрицая независимость для Косово, но поддерживая южнокавказских и молдавских сепаратистов, Россия ведет странную игру, которая плохо согласуется с ее претензиями на статус защитника ооновских принципов. В первую очередь она является поборником принципа территориальной целостности, но только в отношении себя. Поскольку она знает, что уязвима перед сепаратистскими настроениями внутри страны. В настоящий момент Москва раздавила стремление к независимости чеченцев, но это остановило ползущую 'балканизацию' Северного Кавказа, где отныне наблюдается рост нестабильности. 'Российские власти опасаются, что эта проблема может возникнуть в другом месте, - подчеркивает Изабель Факон, - на западе страны, в Карелии или Калининграде; на дальневосточных окраинах, где бездеятельность центральной власти вынуждает регионы интенсивно сотрудничать с Китаем. Российские чиновники считают потерю территории более-менее долгосрочной угрозой'. Существование зон риска не позволяет Москве воплотить в жизнь санкции, которые она угрожала ввести в ответ на независимость Косово. Юлий Квицинский, депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Константина Косачева, возмущен бездействием Кремля: 'Если Россия не отреагирует, значит, она смирилась со свершившимся фактом'.

Евросоюз начинают все больше беспокоить эти сепаратистские конфликты, которые порождают 'черные дыры', благоприятствующие расцвету незаконной торговли на его восточном фланге, но он не может прийти к консенсусу, который позволил бы ему принять участие в их урегулировании. Тем более что нужно получить на это согласие России. В чем же состоит интерес Москвы? Поддерживать эти конфликты в замороженном состоянии. Поскольку они не только ослабляют Грузию, Азербайджан, Молдавию, но и представляют собой разменную монету. В конце февраля на встрече с Владимиром Ворониным, президентом Молдовы, Владимир Путин предложил ему сделку: Москва поможет мирному урегулированию ситуации в Приднестровье, если Кишинев сохранит свой нейтральный статус и обязуется оставить всякую надежду на вступление в НАТО. Давление и шантаж, как обычно. Молдавия, кажется, на сделку согласилась. Грузия, которая надеется в эти дни вместе с Украиной сделать еще один шаг в сторону НАТО во время саммита альянса в Бухаресте, уже перешла Рубикон.