iPhone в России и буква закона: расставим точки над i

На модерации Отложенный

Сколько в России пользователей iPhone - не знает никто. Очень грубо, где-то от 50 до 250 тысяч человек.

Данная статья – это попытка обычного человека, не являющегося профессиональным юристом, разобраться в том, насколько законно использование iPhone в России.

В жизни любого iPhone в России есть три этапа: покупка-разлочка-использование. Рассмотрим вопросы законности на каждом из этих этапов.

Продажа-покупка iPhone

Существует две схемы продажи любого импортного товара в России – «белая» и «серая».

«Белая» схема. Эта схема предполагает распространение по официальным каналам. Такие каналы имеют пирамидальную структуру. Поставляемая техника обычно идет от производителя или его дочернюю компанию через одну или несколько оптовых местных компаний (дистрибьюторов) дилерам - розничным продавцам. Дистрибьюторы за право поставлять технику обычно обязуются осуществлять рекламную поддержку, гарантийное и сервисное обслуживание, обучение продавцов и прочее. Цена товара учитывает все эти затраты, а также включает налоги и таможенные пошлины. Как известно, Apple не поставляет официально iPhone в Россию, поэтому «белой» схемы для iPhone не существует.

«Серая» схема. Это поставка товара нелегально, т.е. с нарушением закона. Доля «серого импорта в России в 2007 году составила 16% от всего импорта, а в лихие 90-е и до 50%. Понятно, что это приблизительная оценка, потому что никто не может посчитать точно. Вопрос, который тут же возникает о «сером» импорте – ведь это миллионы коробок, десятки тысяч контейнеров, которые должны неоднократно пройти пограничные посты, таможенный контроль и другие проверки. Как это возможно?

Эксперты различают следующие схемы нелегального ввоза продукции:

  • Контрабанда: перемещение товара через границу без декларирования;
  • Ввоз под видом другого товара;
  • Ввоз под правильным кодом, но с существенным занижением цены товара;
  • Ввоз под правильным кодом и, возможно, с правильной ценой, но с существенным занижением количества ввозимого груза;

    Мы не будем углубляться в подробности «серых» схем. Но отметим следующее:
  • объем продаж мобильных телефонов в России - это где-то 2.5 млн. единиц в месяц, а объем продаж iPhone – это где-то 10-30 тысяч штук в месяц;
  • скорей всего, все айфоны пересекают границу России либо в багажах туристов, либо в посылках - небольшими партиями;
  • iPhone покупаются в розничных магазинах Apple или у телефонных сетей– вероятно, большей частью в США, так как там самые низкие цены; либо через посредников на сайтах типа ebay;
  • других каналов (покупка напрямую у дистрибьютора партиями по 1000 штук и больше) быть не может;
  • большое количество покупается напрямую или через знакомых для себя, а не для перепродажи;
  • купить даже небольшую партию для перепродажи (например, из 10 iPhone) за рубежом затруднительно, например, Apple в США специально для борьбы с этим установила ряд ограничений

Те, кто продают iPhone в России, как минимум, нарушают закон дважды:

  • при ввозе (предполагается, что iPhone ввозится для личного пользования, а по факту – для продажи) – квалифицируется как контрабанда;
  • при продаже (продажа происходит за «черный нал», т.е. с этих денег не платятся налоги, не идут отчисления в социальные фонды и т.п.) - квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность (статья 14.1 КоАП)

Теперь одно большое НО в защиту: такой бизнес (эксклюзивный «серый» ввоз последних технических новинок) существовал до iPhone и будет существовать после и на фоне общего объема «серого» импорта – это капля в море. Таким образом, нелегальные поставки iPhone – явно не первый приоритет в сфере борьбы с внешнеэкономическими преступлениями.

Разлочка.

Необходимый этап в цепочке продавец-покупатель. Является ли разлочка незаконным действием? Обратимся к опыту других стран: * в США разлочка не является преступлением, единственное «наказание» - лишение гарантии производителя.

* Еврокомиссия также не считает разлочку преступлением.

Более того, скорее преступлением считается то, что делает Apple, ограничивая права потребителя – судебные иски подаются один за одним. Единственный «успех» в этом деле – это иск Vodafone против своего конкурента T-Mobile в Германии.

Притязания британского концерна увенчались некоторым успехом. Vodafone добился временного решения суда, разрешившего «свободную» продажу iPhone без обязательного заключения двухлетнего контракта. Стоимость iPhone без контракта была выставлена на уровне 999 евро, цена аппарата с контрактом — 399 евро. Спустя некоторое время решение суда было отменено, но с небольшой оговоркой – после истечения 2-летнего контракта, телефон можно разблокировать бесплатно.

В России тем, кто разлочивает iPhone, первоначально угрожали ст. 273 УК РФ о создании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ. Сейчас, кажется, гонений со ссылкой на эту статью нет. Тем, кто предлагает услуги по разлочке может угрожать уже ранее упомянутая Статья 14.1. КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Но за нарушение этой же статьи можно задержать бабушку, которая торгует сигаретами на остановке.

Опять же, одно большое НО в защиту: «черные» доходы от разлочки iPhone – это капля в море по сравнению с объемами незаконной предпринимательской деятельности в России.

Использование

Следующий вопрос – повод большой дискуссии. А законно ли использование в России iPhone? Основной вопрос – в сертификации. Требуется она или нет? Можно ли использовать несертифицированный аппарат? На страницах «Компьютерры» находим следующее разъяснение от представителей компании Siemen:

В России мобильные телефоны проходят три вида декларирования/сертификации:

  • декларация о соответствии системы «Связь» с регистрацией в Минсвязи РФ;
  • сертификат соответствия системы сертификации ГОСТ Р в рамках Госстандарта РФ;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение от Санитарно-эпидемиологической службы РФ.
    Вся продукция, поставляемая в Россию, должна проходить обязательную процедуру сертификации/декларирования, чтобы не допустить попадания на отечественный рынок некачественных товаров и услуг

Эксплуатация «серого» телефона является нарушением статьи 139.1 КоАП об использовании на территории России несертифицированной продукции.

А вот как звучит статья 139.1 КоАП:

*Статья 139.1. Использование несертифицированных средств связи и предоставление несертифицированных услуг связи Использование на сетях связи (за исключением сетей связи, не имеющих выхода на взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации) несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если такие услуги подлежат сертификации, - влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до семидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств связи или без таковой*.

Вывод: использование несертифицированного телефона незаконно.

Опять же, одно большое НО в защиту: если аппарат сертифицирован в США и Европе, то конечно же он не представляет никакой угрозы россиянам. Поэтому данное правонарушение далеко не самое страшное в России.

Сертификация iPhone по слухам началась еще осенью. Однако, эти слухи больше похожи на лишний повод «засветиться» в СМИ, чем на реальные факты. Для прохождения сертификации возможно потребуется русификация iPhone, и самое главное – вряд ли Apple будет продавать iPhone в стране, где не работает iTunes Store. А запуск iTunes Store – это отдельная песня, извините за каламбур. Это масса юридических соглашений с правообладателями, решение проблем с оплатой услуг сервиса и многое другое. Как видно, все участники цепочки «продажа-разлочка-использование» так или иначе вне закона. Если вам есть что добавить по этой теме или где-то допущена ошибка в фактах или рассуждениях – просим комментировать эту статью.