Минфин порадовал запойных алкоголиков
Повышение акцизов на водку Минфин компенсировал снижением акцизов на спиртосодержащую продукцию. Обнаруживший этот казус депутат Госдумы опасается, что вследствие принятия этих поправок спиртосодержащие очистители, стеклоомыватели и одеколоны снова обретут популярность у тех, кто теперь не сможет позволить себе подорожавший алкоголь.
Член комитета Думы по экономполитике Виктор Звагельский считает, что обнаружил ошибку в уже принятом законопроекте о повышении акцизов на алкоголь, пишут в среду, 18 ноября «Ведомости». По словам депутата, речь идет об акцизе на спиртосодержащую продукцию с долей спирта более 9% (растворы, эмульсии, суспензии и др). До 2010 года на эту продукцию распространялся такой же акциз, как на крепкий алкоголь, - 191 рубль за литр безводного спирта в продукции. Однако в новой редакции закона спиртосодержащая продукция переведена из категории крепкого алкоголь в слабый. В 2010 году акциз на крепкий алкоголь повысится до 210 рублей, на слабый (менее 9%) - до 158 рублей.
Таким образом, спиртосодержащие продукты оказались единственными, на которые в 2010 году акциз не только не увеличили, но и снизили на 33 рубля по сравнению с действующей ставкой (191 рубль) или на 52 руб., если бы эти продукты остались в категории крепкого алкоголя, пишет издание.
Запретить дешевый алкоголь
Согласно расчетам экспертов Alcohol Concern, при нынешнем уровне потребления алкоголя в мире, население планеты сократится к 2019 году на 90,8 тыс. человек.
В связи с этим организация призывает запретить продажу дешевого алкоголя. Это, по мнению Alcohol Concern, поможет значительно сократить случаи госпитализации, совершения преступлений и невыходов на работу по причине чрезмерного употребления алкоголя.
По данным Общества специалистов доказательной медицины (ОСДМ), в результате избыточного употребления алкоголя и сопутствующих заболеваний в России ежегодно умирают 700 тыс. человек. При этом 80% алкоголиков - мужчины.
Заменители водки
Виктор Звагельский надеется, что эта ошибка была допущена случайно. По его словам, следствием такого недосмотра Минфина станет снижение цен на такие жидкости, как спиртосодержащие очистители, стеклоомыватели, одеколоны и т. д.
Употребление этих «заменителей водки» было настоящим бедствием в разгар антиалкогольной кампании Горбачева. Появился даже сленг: коктейль «Александр III (смешивается одеколон «Тройной» и одеколон «Саша»), и так далее.
По оценкам депутата, причисление спиртосодержащей продукции к слабому алкоголю приведет к тому, что половина нелегального алкоголя будет производиться не с использованием поддельных акцизных марок, а по новой схеме с настоящими марками и ЕГАИС. По подсчетам Союза производителей, на разнице в акцизах удастся заработать порядка 10 рублей с каждой пол-литровой бутылки водки. При этом на рынок нелегального алкоголя приходится 46% всего рынка.
Все правильно
Однако в Минфине не считают, что произошла «досадная ошибка». Ведомство направило в Совет Федерации официальное разъяснение, в котором говорится, что Минфин таким образом намерен бороться с производителями коктейлей, зарабатывающими на акцизах. Так, при производстве коктейлей нередко используется не спирт, а спиртосодержащее сырье. «Акциз на слабый алкоголь с содержанием спирта менее 9% сейчас 121 руб., а на спиртосодержащее сырье, как и на водку, - 191 рубль. Производители коктейлей пользуются этой разницей и предъявляют к налоговому вычету разницу между 121 и 191 рублями: государство должно им вернуть 70 рублей. Такая схема работает, только если со спиртосодержащего сырья не платится акциз», - цитируют «Ведомости» пояснение Минфина.
«Порядка 15-20% спиртосодержащих жидкостей используется для чистки ковров, унитазов и ванн, - говорит эксперт Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Остальные 75-80% заведомо выпускаются для продажи в виде суррогата водки, причем нелегально, без всяких акцизов». По мнению эксперта, предполагать, что эта поправка сыграет какую-то роль, не приходится. «Абсолютное большинство этой продукции уходит в нелегальный сегмент и, скорее всего, будет уходить и дальше. Таким образом, государство как не видело эти деньги, так и не увидит», - считает Вадим Дробиз.
Комментарии