Лечится ли ксенофобия?
На модерации
Отложенный
Опубликованные на днях данные нового международного опроса, который был организован известным исследовательским центром WorldPublicOpinion, ещё раз подтвердили, что современное российское общество заражено опасной и год от года прогрессирующей болезнью — ксенофобией. Не всё, конечно, но немалая его часть. Это особенно заметно, когда сравниваешь ответы, полученные в России и в 15 других государствах, где проводился аналогичный зондаж общественного мнения.
Приведу лишь несколько цифр, взятых из доклада социологов. Так, только 37% россиян считают, что «очень важно», чтобы к людям разных рас и национальностей, живущим в стране, относились одинаково. Для сравнения: такого же мнения придерживаются 94% мексиканцев, 87% британцев, 79% американцев… Короче говоря, наш показатель — самый низкий. С другой стороны, каждый десятый гражданин России, а точнее — 13%, уверен, что это «не слишком важно» или «совершенно не важно». Самый высокий показатель среди охваченных опросом государств.
Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это тревожный симптом. Ведь в ходе последней Всероссийской переписи населения, без малого 30 млн россиян приписали себя отнюдь не к титульной нации. Иными словами, каждый четвертый-пятый. Плюс к тому прибавьте 10-15 млн мигрантов, нелегально или на совершенно законных основаниях обитающих на нашей территории, и поймёте, какая мина может сдетонировать в случае перегрева межнациональных отношений.
А сдвиги в общественном сознании, происшедшие в последние годы, к сожалению, свидетельствуют, что такой сценарий возможен. По данным Левада-центра, за минувшее десятилетие число тех, кто в той или иной мере поддерживает идею «Россия для русских», возросло с 46% до 55%. Треть опрошенных уверены, что во многих бедах нашей страны виновны представители «нерусских» национальностей, 42% полагают, что «национальные меньшинства имеют слишком много власти». Ну а ровно четверть участников опроса, проведённого Фондом «Общественное мнение», заявили, что испытывают раздражение и неприязнь к тем или иным народам.
Подобные настроения подогревают и многочисленные праворадикальные группировки, действующие практически на всей территории России (их уже свыше 300), и некоторые политики, использующие «патриотическую» риторику для продвижения во власть. Посеянные ими семена ненависти дают ядовитые всходы — скинхедовские «рейды», кровавые погромы, зверские убийства.
Как констатирует в своём ежегодном отчёте правозащитный центр «СОВА», рост насилия на почве ксенофобии наблюдался и в минувшем году. Пострадали 632 человека, из которых 67 были убиты. По данным же Московского бюро по правам человека, за год количество проявлений национальной вражды увеличилось почти на треть, число погибших — на 20%, раненых — вдвое.
Причём потери нередко несут не только представители нетитульных народов и иностранцы, но и русские. Достаточно вспомнить печально известную Кондопогу или Ингушетию, где недавно прошла волна «избирательных» убийств.
Правозащитники упрекают власти в том, что те реагируют на подобные преступления, мягко говоря, пассивно, часто выгораживают провокаторов, списывают их бесчинства на обычное бытовое хулиганство. Более того, иногда сами провоцируют акции националистического толка, как это было, например, во время прошлогодних антиэстонской и антигрузинской кампаний. Или же разрешают манифестации и митинги с откровенно расистскими и нацистскими лозунгами. «Русский марш» в минувшем году был «благословлён» не только в обеих столицах, но и ещё в полутора десятках городов страны.
Однако главным центром ксенофобии и националистических конфликтов продолжает оставаться Москва. Только за три зимних месяца счёт жертв здесь составил 24 убитых и 62 раненых. На состоявшейся в феврале встрече со столичными чиновниками руководители диаспор прямо обвинили городскую администрацию в неспособности остановить рост насилия и заявили, что её призывы к толерантности, как и конкретные дела, имеют слишком низкий коэффициент полезного действия. А один из участников совещания сообщил о распространённом обращении граждан Киргизии и Таджикистана с угрозой перейти к ответным действиям, если не прекратятся убийства их соотечественников. А ведь таким образом в положении заложников могут оказаться 20 млн русскоязычных в ближнем зарубежье.
Ещё одна новая, хотя и давно предсказуемая тенденция. Июньская массовая драка между скинхедами и кавказской молодежью на Славянской площади, неудавшийся совместный «рейд» выходцев из Армении, Азербайджана и Дагестана на столичный клуб, где собираются националисты, как и другие схожие инциденты, показали, что представители разных диаспор стали объединяться против расистской угрозы. К чему может привести противостояние подобных организованных группировок, нетрудно предсказать.
Как считают эксперты, Россия неуклонно движется к опасной черте. За ней — хаос, беспорядки, кровь на улицах. Нельзя сказать, что власти такой перспективой не обеспокоены, однако реальных шагов ими для нормализации обстановки сделано пока крайне мало. А федеральная программа воспитания толерантности и вовсе была свёрнута, просуществовав три года без всякой пользы.
…Альберт Эйнштейн как-то назвал национализм детской болезнью, «корью человечества». Может быть, и так: ею, вероятно, страдают все молодые государства, образовавшиеся в результате развала империй. Но не перерастёт ли она в хроническую, если своевременно не излечить наше общество от нетерпимости и вражды?
Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Комментарии