Ученые выявили генотип с повышенной физической агрессивностью
На модерации
Отложенный
Сотрудники биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ВНИИ физической культуры и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии выявили генотип, связанный с повышенной физической агрессивностью. Особый интерес исследованию придает тот факт, что проводили его на женщинах.
Психологические характеристики человека отчасти определяются средой и воспитанием, но на 30-60% предопределены генетически. Склонность к агрессивности, как и другие эмоциональные проявления, зависит от суммарного влияния нескольких генов, определяющих действие нейромедиаторов головного мозга. Один из таких генов (СОМТ) кодирует фермент катехол-О-метилтрансферазу. Этот фермент регулирует уровень нейромедиатора дофамина в префронтальной коре головного мозга человека. Ученым известна точечная мутация гена СОМТ, которая приводит к снижению активности фермента приблизительно на 40%, а на молекулярном уровне – к замене аминокислоты валина на другую аминокислоту, метионин. Частота этой мутации у разных народов разная, у русских она равна 0,5, то есть "валиновых" и "метиониновых" вариантов гена у наших соотечественников примерно поровну.
Многие исследователи пытались найти взаимосвязь гена СОМТ и склонности людей к агрессивному поведению, но получали противоречивые результаты, к тому же работали преимущественно с мужчинами. Российские ученые проанализировали последовательность гена СОМТ у 114 молодых москвичек семнадцати-двадцати лет. Все девушки добровольно предоставили свою ДНК для исследований и прошли психологическое тестирование, позволяющее выявить предрасположенность к агрессивности: физической, косвенной и словесной, а также уровень раздражительности, негативизма, обиды, подозрительности и чувства вины. Распределение валиновых и метиониновых вариантов среди московских девушек оказалось примерно таким же, как в Европе. Каждый ген в наших клетках существует в двух экземплярах: от отца и матери.
Так вот, согласно результатам психологического тестирования, девушки с двумя валинами более склонны с физической агрессии, чем их подруги с валином и метионином, а девушки с двумя метионинами – самые мирные.
У носителей валинового варианта фермент более активно расщепляет дофамин, поэтому нейромедиатора меньше. Эти люди менее тревожны и чувствительны к боли, чем носители метионинового варианта, что, безусловно, может способствовать повышению физической агрессивности. Женщины с метиониновой, малоактивной формой фермента обладают повышенной возбудимостью, более чувствительны, склонны избегать конфликтов. Они страшатся опасности и неизвестности, тревожны и застенчивы. Совокупность этих качеств можно рассматривать как противоположность агрессивному поведению с применением физической силы.
Интересно, что метиониновая мутация отсутствует у больших обезьян. Очевидно, эта мутация впервые возникла у человека и, судя по большой доле мутантов, оказалась полезной. Помимо низкой агрессивности, носители метионинового варианта обладают лучшей памятью и лучше обучаются. Эволюция человека шла преимущественно в направлении развития мыслительных способностей и усложнения организации головного мозга, а не развития физической силы и агрессивности – самой примитивной формы агрессии. Поэтому закрепление мутации, которая способствует совершенствованию познавательной функции и снижению физической агрессивности, как эволюционно устаревшей формы защиты, вполне оправдано.
Описанное изменение в гене СОМТ, разумеется, не единственная мутация, определяющая склонность человека к агрессивности. Этот признак зависит от множества генов, и ген СОМТ – лишь один из них. Об этом сообщает агентство "Информнаука".
Комментарии