Вышла книга о том, \"как Ленин неудачно попытался завоевать Европу\"
На модерации
Отложенный
Книга Адама Замойски "Варшава, 1920 год: как Ленин неудачно попытался завоевать Европу".
Европейская историография имеет обыкновение забывать о Польше. И это досадно, так как поляки не раз играли ключевую роль в судьбах Европы. В 1683 году король Польши Ян III из династии Собесских остановил армию Оттоманской империи перед воротами Вены, заслужив среди турок прозвище "Лев Ляхистана". А в 1920 году, как рассказывает Адам Замойски в своей изящной и увлекательной книге, именно Польша остановила экспансию большевистской России на Запад.
Силы сторон во многих отношениях были неравны: Красная армия, закаленная жестокой Гражданской войной с антибольшевистскими частями, была опытна и полна решимости. В России ресурсы живой силы были на несколько порядков больше, чем в истощенной послевоенной Польше, истерзанной войной, недоеданием и эпидемиями. Польскую армию едва ли можно было считать чем-то единым: она состояла из нескольких вооруженных контингентов, которые в Первую мировую войну служили на стороне Германии, Австрии или России, а также пестрого набора литовских, татарских, казацких, немецких, венгерских и российских вспомогательных подразделений, не говоря уже об эскадрилье американских летчиков-добровольцев во главе с майором Седриком И. Фаунтлероем и капитаном Мериэном С. Купером, позднее известным как сорежиссер "Кинг-Конга" и пилот одного из самолетов, которые атаковали обезьяну, когда та взобралась на Эмпайр-Стейт-Билдинг.
Основную часть книги занимает квалифицированно и захватывающе изложенная хроника военных действий. Поначалу поляки брали верх: они отразили передовые отряды наступающих большевиков, прорвали линию фронта и отбросили противника на сотни миль на восток, на территорию Украины. Но не прошло и двух недель, как Россия успешно провела контрнаступление, тесня поляков, пока они не оказались уже перед самой Варшавой на реке Висле. Именно здесь в августе 1920 года польские войска под командованием Юзефа Пилсудского перешли в контратаку с юга, остановив наступление и отогнав русских назад к Неману.
"Варшава, 1920 год" – отличная книга в жанре "истории сражений". Замойски умело дополняет повествование международным и внутриполитическим контекстом, а также использует свидетельства очевидцев, чтобы создать полифоническую, трехмерную хронику. Он с большим искусством описывает наземные передвижения войск, показывая, как от недели к неделе менялся баланс сил.
Рассказ об обеих армиях сочно написан и оживлен интересными словесными портретами важнейших участников событий, от польского главнокомандующего Пилсудского, который, по выражению одного британского дипломата, был "начисто лишен учтивости, предполагаемой цивилизованным общением, но обладал всеми чертами угрюмого гения", до командующего советских войск – меланхоличного нигилиста и антисемита Михаила Николаевича Тухачевского, выходца из дворян.
То была война некой промежуточной эпохи: массированные атаки кавалерии играли ключевую роль на открытых равнинах, где всадники, вооруженные револьверами и обнаженными саблями, все еще могли наносить сокрушительные удары по наступающей пехоте. Некоторые бои предварялись ритуализированными дуэлями: кавалеристы-одиночки бросали церемониальный вызов и рубили друг друга на нейтральной полосе между двумя армиями. Самым эффективным оружием русских была "тачанка", легкая повозка, на которой был установлен пулемет. Тачанку можно было галопом доставить на поле боя, развернуть и начать обстрел врага. В маневрировании преобладали старомодные "колесообразные" передвижения, призванные отрезать врага от снабжения.
В то же самое время, как показывает Замойски, советско-польская война 1920 года содержала в себе зачатки ужасного будущего. В ходе войны обе стороны проявляли все большую жестокость. Пленных офицеров сплошь и рядом пытали до смерти, а евреи подвергались притеснениям как российской, так и польской сторон. Сталин так и не простил полякам их яростного сопротивления в 1920 году – возможно, этот факт отчасти объясняет брутальность захвата советскими войсками Восточной Польши в 1940 году, когда офицеры, священники, землевладельцы, врачи, ветеринары и другие представители национальной интеллигенции стали жертвами кампании истребления. Мало кто из высших офицеров обеих сторон, участвовавших в событиях 1920 года, умер мирно в своей постели – большинство было перемолото машиной террора. Боевые действия в 1920 году, при всем их сходстве с передвижениями кавалерии в XVII веке, одновременно предвосхищали новый мир мобильности воинских частей, когда исход битв стали решать глубокие прорывы и "клещи" – осуществляемые, конечно, уже не всадниками, а бронетехникой нового поколения.
Комментарии