Москва усиливает давление на противников режима

На модерации Отложенный В то время, когда преемник российского президента Владимира Путина Дмитрий Медведев обещает добиваться большей открытости и покончить с "правовым нигилизмом", усиливается давление на оппозиционеров и частных представителей энергетического сектора, который стремится контролировать Кремль.

Осуществляемое преследование вызывает вопросы о намерениях будущего президента, инаугурация которого состоится 7 мая. Так ли уж сильно он будет по сути отличаться от Владимира Путина? Оправданы ли надежды части российского общества, желающей увидеть в нем "человека перемен"?

Призрак нового дела ЮКОСа замаячил 19 марта, когда состоялись обыски в помещениях нефтяных компаний British Petroleum и ТНК-BP. Два предпринимателя российско-американского происхождения, братья Заславские были арестованы в четверг ФСБ, обвиняющей их в промышленном шпионаже.

Один из них, Илья, работает в ТНК-BP, другой возглавляет ассоциацию бывших студентов, получивших образование в Великобритании. В момент закрытия культурной ветви дипломатии Альбиона – представительств Британского совета, обвиненных в шпионаже несколько месяцев назад – эта ассоциация направила письмо протеста Владимиру Путину. Официально эти два дела между собой не связаны.

ТНК-ВР, наполовину принадлежащая ВР, наполовину – российским олигархам, уже давно находится под пристальным наблюдением Кремля, решительно настроенного вернуть себе контроль над энергетическими богатствами страны. "Эти меры могут стать новым серьезным шагом к перераспределению собственности в нефтяном секторе", – писала газета "Время новостей".

В 2007 году ТНК-BP была вынуждена уступить российскому гиганту "Газпром", правление которого возглавляет Дмитрий Медведев, лицензию на разработку газового месторождения в Ковыкте (Сибирь).

Эта покупка так и не была завершена, так как две стороны не достигли соглашения о цене. Начиная со среды, биржевые котировки ТНК-ВР упали на 10%.

В провинции учащаются случаи арестов и обысков. В Нижнем Новгороде в офисе правозащитника Станислава Дмитриевского был произведен обыск. В Калуге и Ставрополе активистов партии Михаила Касьянова, кандидатура которого в президенты была отвергнута ЦИКом, преследует милиция, обвиняющая их в сборе фальшивых подписей.

В Санкт-Петербурге офис оппозиционной партии "Яблоко" был подвергнут обыску, а затем закрыт. Лидер петербургского отделения партии Максим Резник был арестован 2 марта за "оскорбление и сопротивление" милиции. По мнению представителей интеллигенции (писателя Бориса Стругацкого, Елены Боннер, вдовы лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова, и других), направивших письмо протеста в прокуратуру, это "сфабрикованное обвинение". После давления общественности Максим Резник был выпущен на свободу, но обвинение ему все равно предъявлено. Ему грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.

Другие свободы ущемляются более коварно. Почти незамеченные в момент своего появления в феврале, два правительственных указа отныне обязывают операторов мобильной связи и интернет-провайдеров предоставлять ФСБ право контролировать телефонные линии и по своему усмотрению, без ведома клиентов получать доступ к их электронной переписке. Более того: провайдеры обязаны устанавливать соответствующее оборудование за свой счет.