Подковерные баталии развернулись между главным российским экспортером оружия Сергеем Чемезовым и куратором оборонки Сергеем Ивановым
На модерации
Отложенный
Российская вертикаль власти только на первый взгляд монолитна, как лом. По своей структуре она скорее похожа на трос, состоящий из множества нитей, которые переплелись и душат друг друга. Спецкор «Собеседника» Олег Ролдугин выяснил, что наиболее активные подковерные баталии развернулись между главным российским экспортером оружия Сергеем Чемезовым и куратором оборонки Сергеем Ивановым.
В конце прошлого года специально под Чемезова была создана новая госкорпорация – «Ростехнологии», и с тех пор она обрастает активами быстрее, чем Дмитрий Медведев хвалебными одами. Аппетиты «Ростехнологий» охватили свыше 250 предприятий (от машиностроения и производства зениток до авиаперевозок).
По информации «Собеседника», таким образом Владимир Путин пытается создать структуру не менее мощную, чем Газпром, чтобы обезопасить себя от возможного выхода Медведева из-под контроля.
– Эта корпорация станет одной из крупнейших в стране не только по экономическим показателям, но и по степени независимости, – уверен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Правда, амбиции «Ростехнологий» встретили сильное сопротивление различных групп влияния: РЖД, ФСБ, налоговой службы. Но основным оппонентом Чемезова стал 1-й вице-премьер Сергей Иванов.
Сейчас Иванов пробивает свой вариант строительства корпорации. Он предлагает растянуть этот процесс на полтора-два года и оставить блокирующий пакет акций у государства. Чемезов (или Путин?) хочет все и сразу. Как объяснил Абзалов, «перевод активов из государственной собственности в корпоративную юридически будет означать, что «Ростехнологии» станут не подконтрольны ни Счетной палате, ни правительству. Кроме того, госкорпорация не обязана публиковать отчетность по международным стандартам. Если Чемезов одолеет Иванова, это будет закрытая, самостоятельная и мощная структура, которая сможет оказывать давление на власть».
Виктор Зубков на прошлой неделе план Чемезова уже одобрил. Как пояснил эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, «до сих пор аппаратный авторитет Чемезова был непререкаем. Он всегда получал то, что хотел».
Еще бы, ведь Чемезов – давний приятель Путина по КГБ.
Интеллигент с кулаками
– Не понимаю, как можно не восторгаться техническим совершенством, гармонией, дизайном автомата или револьвера, – удивляется Сергей Чемезов.
Вероятно, страсть к оружию появилась у него еще в детстве. Он хоть и родился в 52-м в сибирском городке Черемхово, но вырос в иркутском предместье Марата. Этот район и сегодня считается далеко не элитным, а полвека назад драки и поножовщина там и вовсе были безальтернативной формой проведения досуга.
Танков и пулеметов у Чемезова тогда, понятно, не было, поэтому от шпаны приходилось отмахиваться кулаками. У маленького Сережи это выходило неплохо, сказывались занятия боксом. Но девочкам он нравился и без кулаков.
– Еще бы: высокий, красивый, с темными вьющимися волосами, – восстановила прежний облик управленца Ольга Михалева, с братом которой Чемезов дружит до сих пор. – И при этом он был очень скромным.
– Да, скромность у него от природы, – пояснила кузина Чемезова Наталья Акимовна. – Не помню, чтобы он когда-нибудь повышал голос, хотя и пошутить он любит, и попеть. Впрочем, и семья у Сережи была интеллигентная. Две сестры, мама работала на мельзаводе лаборантом, папа был там директором.
Несмотря на это, жили Чемезовы в потрепанной кирпичной четырехэтажке, в которой не было даже горячей воды. Позже старшие Чемезовы перебрались в центр Иркутска. Глава «Ростехнологий» частенько навещает родителей и каждый год вывозит их за границу.
Чемезов и сам в детстве мечтал улететь из предместья Марата подальше, но по здоровью в авиаучилище не прошел. Зато по жизни он взлетел заметно выше.
Умный, но ленивый
– Сначала и в медицинский пробовал поступать, и в политехнический, но все ему не нравилось, – рассказала двоюродная сестра Чемезова. – В конце концов поступил в нархоз (Иркутский институт народного хозяйства) на экономический. Но и там до третьего курса учился не очень… Он ленивый, хотя и умный.
Целиком отдаваться учебе студенту Чемезову мешала и ранняя (в 18 лет) женитьба. Его Любовь – стройная, общительная девушка (ее мама работала главбухом в мединституте) – была немногим моложе супруга. В 73-м году у Чемезовых родился первенец Станислав, а через 11 лет (в 1984 году) – еще один сын, Александр. Правда, с Любой Чемезов несколько лет назад разошелся, и теперь у него молодая жена и третий наследник, шестилетний Сергей.
По официальной биографии, с 75-го по 80-й год Сергей Чемезов по распределению работал в Иркутском НИИ редких и цветных металлов, но звонок «Собеседника» в институт раскрыл карьеру главы «Ростехнологий» совсем в другом цвете.
– Он действительно работал у нас, но лишь полгода – с 15.10.1975 по 28.04.1976, – рассекретили свои архивы в местном отделе кадров.
– Тут указано, что он уволился «в связи с зачислением в органы госбезопасности».
– Работал он у нас инженером и занимался экономической оценкой месторождений, – вспомнил бывший коллега Чемезова по НИИ Виталий Плюснин. – Общительный, компанейский. Но все с самого начала понимали, что долго он в лаборатории не продержится. Просто он ждал, когда его документы пройдут все инстанции и он получит назначение в КГБ.
Чемезов всегда умел не только ждать, но и дожидаться.
«Облучился» с Путиным
В иркутском гэбэ Сергей Чемезов тоже надолго не задержался. Сразу пошел на повышение в Москву, и сейчас у него лампасы генерала. Однако формально до 1988 года он трудился в экспериментально-промышленном объединении «Луч».
В справочнике «Ядерная индустрия России» сказано, что закрытое НПО «Луч» было связано со стратегическими разработками в атомной сфере. Уточнить этот факт сейчас невозможно – «Луч» давно погас. Но если отец Чемезова до сих пор кудряв, то сам генерал давно полысел. Впрочем, экс-сотрудник КГБ Владимир Гортанов уверяет, что «Лучом» на Лубянке называли программу слежки за восточногерманской номенклатурой.
Так или иначе, «Луч» осветил дальнейшую судьбу рядового гэбешника. В 1983 году Сергей Чемезов возглавил представительство объединения в Дрездене и поселился в одном доме с Путиным. Об их отношениях можно узнать из книги Ирен Питч «Моя подруга Людмила Путина, ее семья и другие товарищи».
«Обе семьи были соседями и, живя в одном доме – маленьком гетто для сотрудников КГБ, довольно близко узнали друг друга. И Люба (Чемезова), обладая незаурядными организаторскими и кулинарными способностями, вместе со своим мужем, который, по словам Людмилы (Путиной), был незаменимым весельчаком и душой компании, превращала главные государственные праздники СССР в незабываемые семейные торжества».
Тот же Гортанов уверяет, что «Володя… ближе всего сошелся со своим сверстником Сергеем», который для друга не ленился сгонять на машине в другой город за пивным сифоном с «Радебергером».
Сейчас Чемезову доверено «сгонять» уже не за пивом, а за львиной долей российской промышленности.
Скромный миллиардер
Правда, поначалу судьба раскидала друзей: Путина – в родимый Питер, Чемезова – в неродную Москву. С 1989-го по 1996-й он был зам. гендиректора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». В советские годы эта организация с маленьким офисом на Арбате ворочала большими делами – все зарубежные контракты проходили через нее, но с приходом Чемезова «Совинтерспорт» сдал позиции.
– Не просто сдал, – поправляет главный эксперт «Совинтерспорта» Владимир Абрамов. – Он развалился. Время было такое. Мы потеряли монополию, и с нами никто не хотел работать, потому что мы не воровали. У нас до сих пор вся отчетность сохранилась. Например, когда футболисты Сережа Родионов и Федя Черенков в 90-м уезжали во Францию, Сергей Викторович лично ездил в Париж. Можно хоть сейчас поднять документы и посмотреть, с кем он в посольстве встречался, о чем договорились, что было в контрактах. Чемезова назначили к нам контролером от КГБ. Он и контролировал. Но никогда не мешал. Как руководитель не ставил себя выше других, даже стеснялся своего положения.
В 90-е Путин частенько навещал приятеля в его офисе.
– Даже ходил обедать в забегаловку за углом, – вспоминает Абрамов. – А когда утвердился в Управделами президента, пригласил Чемезова к себе. Именно он пригласил, а не Чемезов напросился. Сергей Викторович сам никуда набиваться не будет.
В 1996 году Путин выбил для друга Управление внешне-экономических связей, в 1999 – более хлебный «Промэкспорт», в 2004 – еще более аппетитный «Рособоронэкспорт», наконец, в 2007 – «Ростехнологии».
При этом нищим бюджетником Сергея Чемезова сложно назвать. Еще три года назад в одной лишь брокерской компании «Индекс ХХ» он, по данным налоговой, заработал на дивидендах 43 с половиной миллиона рублей, а в «Тройке диалог» – и вовсе свыше 400 миллионов. Примерно столько же в «Тройке» тогда получил его старший сын Станислав и еще 246 миллионов – Александр. За 2004 год совокупный доход Чемезовых зашкалил за миллиард «деревянных».
Сколько Чемезов получает сегодня – не так уж и важно. Главное, он может получить под свой контроль производство и продажу оружия, автомобилестроение, железнодорожные составы, самолеты, производство титана, энергетику…
Многим это не нравится. И до мая, пока один президент не сдаст полномочий другому, делить в Кремле будут не только власть, но и деньги. Путину в этой борьбе есть чем выстрелить. У него в руках – Сергей Чемезов. А у Чемезова – оружие…
Комментарии