Могут ли \"Ростехнологии\" спасти отечественную промышленность?

На модерации Отложенный

Госкорпорация "Ростехнологии" является, пожалуй, главным "кирпичом" в создании системы государственного капитализма в России. Ее "автор" Сергей Чемезов считает, что формирование крупных холдингов - это единственная возможность спасти стратегические отрасли экономики, существование которых невозможно без участия государства. Отвечают ли такого рода корпорации духу времени и рыночным отношениям? Способны ли они стать реальными конкурентами интернациональным супергигантам на мировом рынке? А главное - чем их создание обернется для граждан страны? "Известия" попытались найти ответы на эти вопросы. Этой публикацией мы начинаем серию материалов о российских государственных холдингах.

Объединить все что возможно

Указ о создании "Ростехнологий" появился 24 ноября 2007 года. За несколько месяцев своего существования (а по сути только становления) эта госкорпорация собрала в себе почти все — от авто до авиа. При этом доходность одних повысилась до ранее немыслимых показателей, а другим гарантировано такое повышение в перспективе. Менеджмент "Ростехнологий" обещает уже в недалеком будущем суммарную прибыль российской экономики в $25 млрд в год.

Базой для создания госкорпорации стал госпосредник в сфере торговли оружием — "Рособоронэкспорт". Последние несколько лет компания стабильно демонстрировала рост доходов — с $3 млрд в 2000 году до $6,2 млрд в 2007-м, а ее портфель заказов составил как раз $25 млрд. Объемы производства продукции в оборонных отраслях промышленности за 2007 год увеличились на 15,7%, в том числе по военной продукции — почти на 21% и по гражданской — более чем на 8%.

— Наши показатели могли бы быть и выше, — говорит глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. — Но справится ли с таким объемом экспортных заказов наша оборонка? Несмотря на то что многие предприятия загружены лишь наполовину, они с трудом выполняют зарубежные заказы. Причины известны: устарело оборудование, нет квалифицированных кадров, мало средств отпускается на развитие производства, потеряны кооперационные связи со смежниками.

Решением этой проблемы "Рособоронэкспорт" занялся еще несколько лет назад, когда стал создавать дочерние экспортоориентированные структуры: "Оборонпром" (монополист в области вертолетостроения), "Оборонительные системы" (производитель систем противовоздушной обороны), корпорация "ВСМПО-Ависма" (главный мировой поставщик титана), ЗАО "Русспецсталь" (производитель специальных сталей и сплавов для ВПК), ОАО "АвтоВАЗ" и др. Сергей Чемезов не скрывал, что создание "дочек" было связано с необходимостью сохранения экспортного потенциала страны. Экспорт удалось сохранить и приумножить. Следующим шагом стало выстраивание отечественной промышленности.

Станки и деньги — теория взаимозависимости

Создание "Ростехнологий" вывело руководство "Рособоронэкспорта" на более амбициозный проект — модернизация всей машиностроительной отрасли. По самым оптимистичным оценкам, доля России в сегменте высоких технологий составляет сегодня всего 0,5%. Удельный вес отечественных гражданских машин и оборудования в общем мировом экспорте не превышает 0,3%. Износ основных производственных мощностей — 75%, а современная производственная база машиностроения составляет всего 8%. Эксперты убеждены: добиться серьезного роста производства высокотехнологичной продукции удастся только при объеме инвестиций не менее 30% ВВП (а запланировано на ближайшие три года 20—22%).

Необходимо обеспечить отраслевые предприятия до 2015 года 700 тыс. механообрабатывающих станков. Для их закупки потребуется более 800 млрд руб. Только для простого воспроизводства станочного парка нужно ежегодно закупать 50 тыс. единиц нового оборудования. На разработку и приобретение новых технологий, перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении потребуется $100—150 млрд. И главное — снизить с предпенсионного средний возраст работающих на предприятиях. Такую задачу не в состоянии решать разрозненные корпорации. Отсюда и простой вывод: нужен холдинг.

Без холдингов не закрепиться на мировом рынке

Сергей Чемезов согласен со скептиками: "Создание госкорпораций и госхолдингов — это не панацея даже в оборонно-промышленном комплексе". Однако он считает, что в экономике страны есть такие сектора, где реальны быстрая окупаемость вложенных средств и получение немалых прибылей. Туда охотно идет частный бизнес, и госкорпорации там не нужны. Однако существует ряд отраслей — авиация, судостроение, машиностроение и некоторые другие, — где процесс окупаемости вложенных средств и тем более получение дивидендов растягивается на многие годы, а то и десятилетия. Здесь как раз и необходимы госкорпорации и крупные холдинги. Без концентрации всех ресурсов эти отрасли не выживут. Госкорпорация, кроме инвестиций, предполагает и общее управление бизнесом: предприятия ОПК не должны конкурировать между собой, а только с ведущими мировыми производителями.

Первый пример — АвтоВАЗ. За год работы с "Ростехнологиями" прибыль компании выросла на 20%. Второй пример. Создание холдинга "Русспецсталь" позволит не только спасти производство броневого листа для российской промышленности, но и производить его на экспорт. Объем инвестиций в модернизацию предприятий холдинга составит не мене $5 млрд. Третий пример из области авиастроения. Казанский авиазавод имени Горбунова в прошлом году выполнил план по производству на 77%, не выпустив ни одного гражданского самолета, хотя планировалось построить 6 лайнеров. Сейчас готовятся необходимые документы для приватизации этого предприятия и включения его в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). До 2012 года на техническое переоснащение завода планируется выделить 9 млрд руб. Реализация этой программы позволит уменьшить себестоимость выпускаемой продукции, повысить эффективность производства и уже в этом году подготовить к серийному производству ближнемагистральный самолет Ту-334.

— Нам надо закрепиться на мировом рынке со своей продукцией не только военного, но и гражданского назначения, — заявил "Известиям" Сергей Чемезов.

\"

 

"Ростехнологии" начали "охоту" за головами

В российские вузы планируется вернуть систему обязательного распределения выпускников.

Об этом договорились глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов и президент Союза ректоров, ректор Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, подписав соглашение о сотрудничестве. Пообещав, что в отличие от советских времен "обязаловка" будет подкреплена не только желанием выпускника, но и солидным материальным вознаграждением.

Основная цель соглашения — создание договорно-правовой базы для решения вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в интересах отечественного машиностроения, в том числе и оборонно-промышленного комплекса. "Ростехнологии", формирующие государственную систему промышленных холдингов, испытывают серьезные проблемы с кадрами. Нет рабочих, инженеров, технического персонала и менеджеров руководящего звена. К имеющимся сегодня 1,3 млн человек к 2010 году в промышленность надо добавить еще столько же.

Только тогда, как говорит господин Чемезов, Россия сможет действительно выйти в число передовых промышленных государств. Объемы производства продукции в оборонных отраслях промышленности за 2007 год увеличились на 15,7%, в том числе по военной продукции — почти на 21%, а по гражданской — более чем на 8%. Но надо больше.

Первое соглашение о подготовке кадров для компании "Ростехнологии" заключили с Московским госуниверситетом международных отношений. В этом году в вузе начнет работать кафедра по подготовке менеджерских кадров в области военно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества. Вчерашнее соглашение расширяет список вузов по всей стране. Взамен "Ростехнологии" и учрежденный ими Союз машиностроителей готовы идти на серьезные инвестиции в область образования.

По словам Сергея Чемезова, привлекать студентов сначала на технические кафедры, а затем и на промышленные предприятия будут исключительно рублем. Тем, кто не может оплатить образование, дадут на это кредит. Введут именные стипендии и систему грантов. Для промышленной структуры с оборотом в несколько десятков миллиардов долларов это не проблема. Виктор Садовничий, в свою очередь, сообщил, что в стране будет возрождена система олимпиадного движения — молодых, перспективных начнут искать еще со школьной скамьи.

"Ростехнологии": за и против

Игорь Коротченко,
член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации:

"Госкорпорация — наиболее приемлемая форма хозяйствования"

На данном этапе развития страны госкорпорация — самый подходящий механизм для привлечения инвестиций и наиболее приемлемая юридическая форма хозяйствования. Машиностроение как самый высокотехнологичный сектор промышленности по сути сделало ставку на "Ростехнологии". Ее возглавил опытный кризис-менеджер Сергей Чемезов. Его почти десятилетняя деятельность в ОПК и в сфере экспорта оружия доказала эффективность применяемых им методов административного управления и экономического регулирования сложных процессов в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Результат известен: отечественная "оборонка" за эти годы увеличила объемы экспорта своей продукции в 2 раза и создала надежный задел для дальнейшего развития. Наблюдательный совет "Ростехнологий" возглавил министр обороны Анатолий Сердюков. Это говорит о нацеленности госкорпорации на создание современных и перспективных образцов ВВТ, реализацию Государственной программы вооружения, а также о ее финансовой прозрачности и экономической состоятельности как субъекта налогообложения. А говорить о том, что госкорпорации выводятся из-под контроля государства, некорректно. Наблюдательные советы всех без исключения госкорпораций возглавляют руководители ведущих министерств и ведомств страны.

Дмитрий Васильев,
главный редактор журнала "Экспорт вооружений":

"Ростехнологии" будут превращаться из управляющей компании в контрольно-надзорный орган"

"Ростехнологии", став крупной многопрофильной корпорацией, объединят в себе весь жизненный цикл промышленного изделия (от начальной разработки и испытаний до поставок сырья, производства и маркетинга). Влияние такой структуры на экономику России сопоставимо с влиянием "Газпрома" или "Роснефти". Но есть вопрос. Для чего же создавались "Ростехнологии"? Официально — для содействия "разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции", а также "привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая ОПК". Первый шаг на пути к этому заявлен: подготовка контролируемых предприятий к успешному выходу на биржу (IPO). Предполагается, что это произойдет в 2009 году. Ближайшими кандидатами станут "Вертолеты России", "ВСМПО-Ависма" и АвтоВАЗ. А вот более долгосрочная стратегия пока не просматривается. Однако можно предположить, что по мере выведения активов на биржу и вовлечения в бизнес частного капитала "Ростехнологии" будут превращаться из управляющей компании в контрольно-надзорный орган. Не зря корпорацию уже окрестили "теневым" Минпромом, поэтому имеет смысл задуматься о форме исполнения этой задачи. И здесь присутствует несколько негативных моментов. Первый — низкая прозрачность корпорации. Единственная форма ее отчетности — годовой отчет, заверенный аудитором. В результате никто и никогда не узнает реального положения дел в корпорации, тем более когда она имеет дело с гостайной (не желая раскрывать неугодную информацию, всегда можно сослаться на гриф "секретно").

Второе — фактически "Ростехнологии" подконтрольны только главе государства. Таким образом, риск слияния политики и бизнеса серьезно повышается, причем на самом высоком уровне власти. Наконец, формально являясь некоммерческой организацией (НКО), корпорация выведена из-под действия системы контроля НКО, на нее также не распространяется закон о банкротстве. По сути "Ростехнологии" являются холдинговой госкомпанией с особым "статусом неприкосновенности". В совокупности это означает риск выхода "Ростехнологий" из-под регулярного государственного контроля.