Современные художники вступили в борьбу за премию «Инновация»
На модерации
Отложенный
В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов на премию «Инновация», учрежденную три года назад Министерством культуры. Сегодня это уже далеко не единственная награда, вручаемая актуальным художникам, но по-прежнему самая авторитетная. На этот раз набор претендентов сильно озадачил вернисажную публику: выставка превратилась в бесконечное множество кричащих экранов и мониторов – на ней нет ни одной полноценной картины или скульптуры. Вместе со старым искусством исчез и художник – его место заняли коллективные проекты.
Среди пяти разделов премии наименее интересным представляется именно тот, который, по идее, должен быть самым знаковым – «Произведение визуального искусства». Вряд ли теперь уже кого-то удивит, что из пяти номинантов никто в полном смысле не работает кистью и маслом – имеется одна серия фотографий, два видео и две интерактивные инсталляции. С визуальной точки зрения выигрывают, конечно, снимки Антона Литвина, который запечатлел развевающийся российский флаг в виде серых бутонов. Кураторы даже усмотрели в этом эстетском заходе критику власти. Впрочем, если бы министерские эксперты были настолько смелы, что рискнули бы поговорить о власти, им стоило включить в список и «Синих носов» (представителей скандальной выставки «Соц-арт»).
По части остроумия и глубокомыслия немалую фору способен дать проживающий в Германии Юрий Альберт и его инсталляция «Выставка». Он задумался, как бы соединить высокую музейную культуру с современным искусством. Среди прочих рекомендаций – рассадить в Третьяковке вместо смотрительниц актуальных художников, заменить таблички с названиями на стихи и, наконец, перекачивать воздух из музейных пенатов в галерейные залы.
Как раз перекачкой воздуха и занялись устроители выставки «Инновация». Фирменный конек этой премии – в особом внимании к регионам (специальная номинация «Региональный проект»).
О том, что современное искусство существует и за пределами МКАД, конечно, многие догадывались. Но, как выясняется, интенсивность арт-жизни там компенсирует ее качество. В Красноярске все желающие активно крушили молотами железобетонную надпись «СИБИРЬ», под Самарой предавались прелестям нудизма, на Дальнем Востоке строили лабиринты на острове Русский.
Наиболее показательной и сильной номинацией в этом году оказался «Кураторский проект». О том, что фигура куратора (устроителя и идеолога выставки) нынче вытесняет художников – точно так же, как в музыке артиста вытесняет фигура продюсера – говорят давно и много. Как раз кризисом кураторской мысли и объясняли застой на нашей арт-сцене. Если судить по «Инновации», в сборных проектах еще ощутим артистический кураж. Тут, без сомнения, лидирует московский блокбастер – выставка «Верю», созданная командой Олега Кулика для Биеннале (одно из произведений масштабного проекта также оказалось номинированным как лучшее визуальное творение). Свое почетное место в списке занял активный пропагандист видеоарта Антонио Джеуза с набором «Истории российского видеоарта». Куда как менее были раскручены выставки «Это не еда» (показывала отношение художников к продуктам питания и актам потребления) и «Визуальная акустика» (сочетание звука и образа). Победа в этом разделе и станет предметом дискуссий.
В любом случае министерская премия показала две интригующие вещи. Во-первых, всего за три года она набрала большой профессиональный вес (а ведь еще недавно чиновники не знали, кто такой куратор и как пишется слово «инсталляция»). Во-вторых, показала силу коллектива: более или менее новаторское искусство сегодня (как и во времена перестройки) оказывается прерогативой групп и сообществ. Там в случае неудачи всегда можно спрятаться за спину куратора или заказчика.
Комментарии