Болек и Лелек – не геи
На модерации
Отложенный
В мае 2005 года на обложке немецкого ежемесячника «Siegessäule», посвященного жизни сексменьшинств, появилось изображение обнимавшихся Болека и Лелека. Причем Болек был изображен с женской грудью. «Мальчишки» держали в своих руках плакат, на котором по-польски и по-немецки было написано «Сейчас Польша!». В нижней части обложки была также надпись «В гости к друзьям!». Призыв был обращен к немецким гомосексуалистам. Их приглашали на Парад равенства в Варшаву в защиту прав геев. В то время нынешний президент Польши Лех Качиньский был мэром польской столицы и чинил всяческие препятствия в организации этого мероприятия. Приверженцы однополой любви с этим отчаянно боролись.
Ситуация с меньшинствами еще больше обострилась, когда к власти в Польше пришла коалиция «Права и Справедливости» Качиньских, «Самообороны» и «Лиги польских семей». «Лига» была настроена к гомосексуалистам особенно непримиримо. Когда ее лидер – Роман Гертых – стал министром образования, он всеми силами пытался препятствовать тому, что он называл «пропагандой гомосексуализма». Члены организации «Молодежь Всепольска» (которая вплоть до относительно недавнего времени была связана с «Лигой») отличались особой враждебностью к участникам Парадов равенства. Не раз они забрасывали их яйцами и камнями.
Представители «Лиги» были в первых рядах борцов с «пропагандой гомосексуализма». Ева Совиньска (глава службы по защите прав детей) стала знаменита далеко за пределами Польши из-за своих подозрений в отношении одного из телепузиков — Тинки-Винки. Она заподозрила его в гомосексуальных наклонностях из-за его сумочки сомнительных, по ее мнению, формы и цвета.
На фоне борьбы с гомофобией с одной стороны и защиты традиционных ценностей с другой «Дело Болека и Лелека» приобрело большой резонанс. Была создана специальная организация – «Инициатива обороны образов Болека и Лелека Бельско-Бяла 2006». Бельско-Бяла – город, в котором находится студия, создававшая мультфильмы о Болеке и Лелеке. Участники «Инициативы» собирали подписи под обращением к польским властям, требуя защитить любимых мультипликационных персонажей.
Их акция проходила под лозунгом «Такие есть – такими останемся!». Сами участники требовали, чтобы «не отбирали у детей Болека и Лелека». А также чтобы «детьми не пользовались в сексуальных целях, даже символическим способом».
В кампанию по борьбе против использования образов Болека и Лелека был вовлечен и сын автора персонажей (Владислава Нехребецкого) Роман Нехребецкий, ставший прообразом Лелека. В одном из интервью ему задали вопрос (проводя параллели с «подозрительным» Тинки-Винки): почему Болек и Лелек всегда вдвоем? На эти «обвинения» Роман Нехребецкий ответил, что у мальчуганов есть «алиби». У Болека и Лелека в 7 сериях была подружка Тола. Он заявил, что не одобряет использование детских персонажей для борьбы за права меньшинств. При этом он оговорился, что не имеет ничего против гомосексуалистов как таковых.
Сами авторы кампании против гомофобии защищали использование Болека и Лелека на той основе, что в Польше нет толерантности в отношении гомосексуалистов, а сексуальные меньшинства дискриминируются. Однако борцы с гомофобией проиграли в результате нарушения авторских прав.
Но по «польской гомофобии» был все же нанесен удар. Европейский суд по правам человека после нескольких лет рассмотрения дела пришел к выводу, что власти Варшавы нарушили Европейскую конвенцию прав человека, запретив Парад равенства в польской столице в 2005 году.
А Болек и Лелек оказались в центре общественных дебатов еще раз. Появилось подозрение, что персонажей использовали в целях рекламы партии братьев Качиньских «Право и справедливость». Дело в том, что одно варшавское издательство выпустило серию книг о приключениях Болека и Лелека. Последняя книжка из этой серии называлась «Болек и Лелек. Правы и справедливы». В тексте имелся еще один забавный перл: «Хоть мы еще маленькие, но нас уже назвали героями». Однако невысокого роста близнецы-политики решительно открестились от подобных обвинений.
Комментарии